0
3229
Газета Экономика Печатная версия

18.08.2019 18:42:00

Тринадцатый нацпроект РФ – финансовая голодовка

В условиях затянутых поясов правительство добилось рекордного бюджетного профицита

Тэги: россия, экономика, бюджет, профицит, нацпроект


россия, экономика, бюджет, профицит, нацпроект Первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов успешно экономит бюджетные средства. Фото РИА Новости

Консолидированный бюджет РФ исполнен с рекордным профицитом. По итогам полугодия доходы были выше расходов на 2,6 трлн руб., сообщило казначейство. К слову, это больше, чем стоимость реализации нацпроектов «Здравоохранение» и «Образование», вместе взятых, за всю шестилетку. Эксперты обращают внимание на то, что сейчас профицит достигается при заложенной в бюджетное правило цене нефти, которая на 30–40% ниже фактических значений. При этом, как замечают эксперты, госрасходы в реальном выражении сокращаются. Таков жесткий подход финансовых властей к бюджетной политике.

Казначейство РФ сообщило промежуточные итоги исполнения консолидированного бюджета РФ за первое полугодие, они объединяют данные по федеральному и региональным бюджетам, а также государственным внебюджетным фондам.

В январе–июне 2019-го доходы консолидированного бюджета превысили расходы примерно на 2,6 трлн руб. Тем самым около 14% консолидированных доходов оказались неизрасходованными. Это рекордный профицит за последние 8 лет. Напомним, в первом полугодии 2011-го неизрасходованными оставались около 18% консолидированных доходов.

В январе–июне прошлого года профицит консолидированного бюджета был примерно 1,5 трлн руб., что составляло около 9% от консолидированных доходов. Так что сейчас показатель профицита больше прошлогоднего примерно в 1,5–1,7 раза.

Показатель вырос по нескольким причинам. Как пояснил доцент Российского экономического университета Александр Тимофеев, из-за изменения курса доллара за это время получилось больше собрать доходов по экспортным контрактам. Правда, если сравнивать среднюю за январь–июнь 2018 и 2019 годов стоимость нефти Urals и курс доллара, тогда видно, что нефть за этот период подешевела примерно на 5%, курс доллара вырос в РФ на 10%. Гендиректор компании «Иволга Капитал» Андрей Хохрин ссылается на второй фактор улучшения бюджетных показателей – сбор налогов. Также, судя по всему, сказывается экономия на госрасходах.

О масштабах «сэкономленного» можно судить, если сопоставить полученный профицит со стоимостью реализации национальных проектов. Например, на вместе взятые нацпроекты «Здравоохранение» и «Образование» власти планируют потратить за шестилетку из всех бюджетных источников около 2,5 трлн руб.

Ранее Минфин сообщал об успехах отдельно взятого федерального бюджета. По предварительной оценке ведомства Антона Силуанова, по итогам января–июля федеральный бюджет был исполнен с профицитом около 2 трлн руб., или 3,4% ВВП РФ.

«Учитывая, что на покупку валюты Минфин тратит все нефтегазовые доходы, которые поступают в бюджет от цены нефти выше 41,6 долл. за баррель, получается, что федеральный бюджет за этот период был профицитным при базовой цене нефти», – обратил внимание в своем Telegram-канале директор аналитического департамента компании «Локо-инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в Минэкономразвития). По данным Минфина, средняя цена нефти марки Urals по итогам января–июля составила 65,3 долл. за баррель.

«Это наглядная иллюстрация того, какой жесткой была бюджетная политика с начала года. Пик ужесточения пришелся на второй квартал, в течение которого расходы федерального бюджета сократились в номинальном выражении на 2,3% в сравнении со вторым кварталом прошлого года», – сообщил также Тремасов. Хотя, как уточнил экономист, в третьем квартале Минфин, похоже, попытался наверстать упущенное: «В июле расходы превышали прошлогодние на 16,5%».

Но если анализировать более длительный период, то заметно как раз стремление финансовых властей сэкономить на текущих расходах. «В реальном выражении расходы за первое полугодие в 2016–2019 годах были существенно ниже (примерно на 12%) аналогичных показателей за 2012–2015 годы, – сообщали в Центре развития Высшей школы экономики (см. «НГ» от 01.08.19; 06.08.19). – Это следствие политики бюджетной консолидации, которая проводилась в 2016–2018 годах и фактически продолжилась в первом полугодии 2019-го». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Анастасия Башкатова

Индустриальная развилка: нацпроекты – стимул, денежно-кредитная политика – тормоз

0
3082
Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Геннадий Петров

Спустя два месяца после выборов рейтинг избранного президента снижается, в том числе из-за его странных внешнеполитических инициатив

0
3513
Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Технологический суверенитет – дело редкое и дорогое

0
3168
Год Змеи может стать для Африки годом голода

Год Змеи может стать для Африки годом голода

Данила Моисеев

ООН опасается, что низкая эффективность гуманитарных миссий на континенте приведет к катастрофе

0
2751

Другие новости