1
6664
Газета Экономика Печатная версия

01.08.2019 20:50:00

Власти затягивают бюджетную удавку под рассказы о нацпроектах

Текущие госрасходы правительства на 12% ниже, чем четыре года назад

Тэги: нацпроекты, бюджетные расходы, минфин, силуанов


нацпроекты, бюджетные расходы, минфин, силуанов Глава Минфина Антон Силуанов обещает сохранить профицит бюджета в ближайшие три года. Фото РИА Новости


Последние годы правительство выкачивает все больше денег из экономики и все меньше денег возвращает ей в виде госрасходов. Текущие бюджетные траты на 12% меньше, чем пять лет назад в реальном выражении. Именно благодаря этой политике в стране закрываются больницы, нищают бюджетники, падают доходы населения, сокращается спрос и замедляется активность. Профицит федерального бюджета в первом полугодии превысил 1,5 трлн руб., или 3% ВВП. Такие цифры называют в своем анализе бюджетной политики эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). Они делают вывод, что бюджетное стимулирование экономики в рамках реализации национальных проектов явно откладывается.

Доходы федерального бюджета в первом полугодии были на 10,7% больше, чем в первом полугодии прошлого года. А расходы правительства в это время не выросли, а сократились. В реальном выражении они оказались на 2% ниже, чем год назад.

«Основываясь на предварительных итогах исполнения федерального бюджета за полугодие, нельзя сделать вывод о переходе в 2019 году к политике бюджетного стимулирования, несмотря на начало реализации национальных проектов», – отмечает Андрей Чернявский, ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ. Другими словами, под рассказы о реализации национальных проектов на самом деле правительство продолжает сокращать бюджетные расходы в условиях гигантского бюджетного профицита.

«Конечная цель всех этих мероприятий заключается в том, чтобы поставить экономику на новые рельсы, сделать ее высокотехнологичной, повысить производительность труда и на этой базе поднять уровень жизни наших граждан, обеспечить безопасность нашего государства на длительную историческую перспективу», – рассказывал о системе национальных проектов президент Владимир Путин на последней «Прямой линии» 20 июня. Однако бюджетная статистика показывает, что государственный план «поставить экономику на новые рельсы» еще никак не реализуется.

Расходы федерального бюджета в первом полугодии 2019 года составили 8 трлн руб., что соответствует их снижению в реальном выражении. «Начало реализации национальных проектов пока не привело к увеличению расходов, напротив, продолжается бюджетная консолидация. «Такой результат связан с умеренным ростом расходов в номинальном выражении и ускорением инфляции под влиянием повышения ставки налога на добавленную стоимость», – утверждается в отчете ВШЭ.

Освоение средств по разделу «Национальная экономика» составило всего 29,7% от бюджетной росписи при среднем показателе в 42,5%. По «Дорожному хозяйству», самому крупному подразделу, непосредственно связанному с реализацией национальных проектов, средства освоены всего на 25%, отмечает Андрей Чернявский.

Общий объем расходов на 2019 год по данному подразделу запланирован на уровне 822 млрд руб., в том числе 190 млрд руб. – на финансирование федеральных проектов, которые входят в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Глава Минфин Антон Силуанов пообещал, что профицит бюджета сохранится в ближайшие 3 года.

Снижение бюджетных расходов в первой половине 2019 года на первый взгляд можно было бы объяснить организационными задержками на старте реализации нацпроектов. Но курс на так называемую бюджетную консолидацию начал реализовываться задолго 2019 года.

163-4-3.jpg
Динамика расходов федерального бюджета
в постоянных ценах за январь–июнь
2011–2019 годов (расходы 2011 года приняты
за 100%). Источник: Центр развития ВШЭ
Если рассмотреть динамику расходов федерального бюджета в среднесрочной ретроспективе, то можно заметить, что в реальном выражении расходы за первое полугодие в 2016–2019 годах были существенно ниже аналогичных показателей за 2012–2015 годы. «Это является следствием политики бюджетной консолидации, которая проводилась в 2016–2018 годы и фактически продолжилась в первом полугодии 2019 года», – отмечает Чернявский. Снижение госрасходов в реальном выражении по сравнению с уровнем 2015 года он оценивает в 12%.

«О переходе к политике бюджетного стимулирования можно будет говорить в том случае, если экономика страны будет в большей степени ориентироваться на внутреннее производство с целью развития стратегически важных отраслей отечественной экономики, что будет соответствовать политике импортозамещения и развитию конкурентных преимуществ российской экономики в рамках глобальной экономики», – комментирует доцент Российского экономического университета Екатерина Новикова. По ее словам, власти РФ выделили уже большие средства на реализацию национальных проектов, эффективность которых пока очень сложно оценить. «В связи с этим правительство страны придерживается линии бюджетной консолидации, пытаясь определить уровень возможных дополнительных расходов по стране в ближайшем будущем, учитывая в том числе и международную обстановку», – объясняет Новикова. «Для бюджетной консолидации и пробуксовки нацпроектов есть две масштабные причины. Во-первых, курс текущей государственной политики фактически основан на тезисе «Стабильность экономики превыше ее роста». Другими словами, бюджетная консолидация, предполагающая существенный секвестр бюджетных расходов, воспринимается как инструмент достижения стабильности российской экономической системы», – считает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. В этом подходе есть рациональное зерно, особенно на фоне усиливающихся угроз мировой экономике. «Однако важно правильно определить тот момент времени, когда дополнительные «сэкономленные» ресурсы перестают приносить какую-либо дополнительную «полезность» для прочности экономики и фактически начинают останавливать ее рост», – говорит Покатович. По его оценкам, этим подходящим моментом для ослабления бюджетной экономии может стать период от конца 2019 года до первого полугодия 2020 года. Именно в это время государство сделает активные шаги по использованию бюджетных средств, предполагает эксперт. Вторая причина пробуксовки нацпроектов лежит административной плоскости, считает Покатович. «Жесткой бюджетной и фискальной политики в экономике РФ создан солидный запас прочности. Далее мы надеемся увидеть как реализацию нацпроектов, так и рост бюджетных расходов. Без этих двух условий планы властей по выводу экономики на темпы роста выше 2% в год кажутся неправдоподобными», – отмечает эксперт. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


dlz 08:37 02.08.2019

Иными словами, если темпы расходов растут выше инфляционных, а реального продукта становится меньше, то налицо возрастание утечек в рассматриваемой модели: на коррупцию, на силовиков, на обратные налоговые изъятия, на транзакционные забалансовые издержки и так далее. КПД всей системы тем самым неуклонно снижается.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

Страна проходит через кризис доверия к денежной политике руководства Центробанка

0
2338
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
6498
Джастин Трюдо оказался в шаге от отставки

Джастин Трюдо оказался в шаге от отставки

Данила Моисеев

Канадского премьера может заменить амбициозный и популярный министр финансов

0
2930
Национальные цели развития становятся недостижимыми

Национальные цели развития становятся недостижимыми

Ольга Соловьева

Федеральные округа рискуют не выйти на требуемые ориентиры, считают ученые

0
3622

Другие новости