Все меньше россиян могут порадовать себя разными видами платных услуг. Фото Александра Доникова/PhotoXPress.ru
Деловой климат в России в сфере услуг и в обрабатывающей промышленности ухудшается. Ослабление спроса привело к максимальному с апреля 2016 года сокращению рабочих мест в сфере услуг. Обрабатывающая промышленность столкнулась с новым сокращением заказов. Таковы, по данным аналитиков IHS Markit, итоги июня. Высшая школа экономики (ВШЭ) зафиксировала, что сокращается спрос населения на услуги ломбардов. Это могло бы стать поводом для оптимизма, если бы не негативный фон: многолетнее падение доходов граждан, стагнация экономики. Эксперты «НГ» полагают, что люди заложили все, что могли.
В июне произошло «частичное сокращение деловой активности в российской сфере услуг» – и произошло оно впервые с начала 2016-го.
Ослабление спроса оказало решающее влияние на сокращение рабочих мест в сфере услуг, «которое было максимальным с апреля 2016 года».
Об этом сообщили в среду специалисты компании IHS Markit, которые рассчитывают значение индекса PMI (деловой активности), используя опросы руководителей предприятий.
Сезонно очищенное значение индекса PMI в сфере услуг составило в июне 49,7 балла, хотя еще в мае индекс достигал 52 баллов. Показатель выше 50 указывает на общее увеличение по сравнению с предыдущим месяцем, а ниже 50 – на общее снижение, уточняют исследователи.
Обрабатывающая промышленность тоже столкнулась с проблемами. Июньское значение индекса PMI для нее стало минимальным «практически за год на фоне сокращения новых заказов».
Сезонно скорректированный индекс PMI для обрабатывающей промышленности составил в июне 48,6 балла после майского значения 49,8 балла. А совокупный индекс объемов производства, включающий данные по промышленности и услугам, опустился в июне до 49,2 балла с майского уровня 51,5 балла. И это «первое сокращение общей деловой активности в частном секторе с января 2016 года».
Специалисты ВШЭ с опорой на опросы, которые проводит Росстат среди руководителей более 6 тыс. организаций, высчитывают свой индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг. И этот индекс «после незначительной положительной коррекции в начале текущего года во втором квартале 2019-го вновь снизился на 1 процентный пункт», составив теперь минус 4%.
Такой индекс рассчитывается как среднее арифметическое значение сезонно скорректированных балансов оценок спроса и экономического положения организаций. Положительное значение индекса указывает на рост деловой активности и улучшение делового климата, отрицательное – на ухудшение.
«Если анализировать всю совокупность показателей за несколько последних лет, то ситуацию в наблюдаемых видах экономической деятельности сферы услуг можно охарактеризовать как позитивную стагнацию», – комментирует данные директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, драйвером, способным вывести сферу услуг из этого состояния, «мог бы стать устойчивый рост реальных располагаемых доходов населения».
По данным ВШЭ, неблагоприятный деловой климат выявлен в 10 из 14 наблюдаемых видов услуг: это самые разнообразные услуги – от стоматологии до деятельности в области культуры, спорта и развлечений.
Причем ВШЭ указала на любопытную деталь: в списке аутсайдеров оказались в том числе ломбарды, на услуги которых существенно снизился спрос. «Сокращение числа клиентов, пользующихся услугами ломбардов, можно косвенно квалифицировать как позитивную тенденцию», – полагает ВШЭ.
Однако этот вывод вовсе не очевиден. Ранее ВШЭ сообщала, что рост деловой активности ломбардов практически всегда находится в противофазе с развитием сферы услуг в целом и с динамикой реальных доходов населения: «В периоды кризисов данный вид услуг демонстрирует впечатляющий рост деловой уверенности». Ранее «НГ» уже писала о расцвете ломбардов (см., номера от 01.10.15, 18.01.17).
Но сейчас противофазы не наблюдается: ломбарды фиксируют снижение спроса на фоне не растущих доходов населения, а как раз падающих. Почти все опрошенные «НГ» эксперты привели одно и то же объяснение, почему так происходит.
«Богатым нет нужды пользоваться услугами ломбардов, а менее состоятельные граждане уже заложили все, что можно», – полагает старший аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Суверов. «Лишнее, условно говоря, золото когда-то должно было закончиться у постоянных посетителей таких заведений», – соглашается гендиректор агентства PR Partner Инна Анисимова. «Возможно, людям туда уже нечего отнести», – допускает старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова.
Но есть и другие версии. Как полагает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов, «люди сочли для себя более выгодными услуги других финансовых институтов, например микрофинансовых организаций или банков». По его словам, «сказывается и давление регулятора – Центробанка». Об адаптации граждан к падению доходов не сказал никто.
«К середине 2019-го количество ломбардов сократилось до 4200, тенденция за последние три года – сокращение на 11-12% ежегодно», – сообщили в Ассоциации развития ломбардов. В списке причин прежде всего упоминается такой фактор: «Падение веса приобретаемых новых ювелирных изделий за последние годы на 30%. Сокращение оборота ювелирного рынка на 10%. То есть объем ликвидных залогов у населения сокращается». Кроме того, в ассоциации указали на «регуляторное давление со стороны Банка России».
В итоге на деятельности ломбардов сказываются как специфические, так и общеэкономические факторы. Если же говорить про положение в целом российской экономики, то, по мнению директора аналитического департамента компании «Локо-инвест» Кирилла Тремасова, «динамика индексов PMI за июнь свидетельствует о резком ухудшении ситуации». «Создается ощущение, что на самом деле все хуже, чем мы думали», – указал он в своем Telegram-канале MMI.
По данным Росстата, выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности в РФ в мае сократился на 0,3% в годовом выражении. Сокращение произошло впервые более чем за два года, уточнил Интерфакс.
комментарии(0)