Граждане все чаще обращаются за займами в ломбард. Фото Александра Артеменкова/PhotoXPress.ru
На фоне общего спада российские ломбарды расцветают пышным цветом. Спрос на их услуги растет четвертый квартал подряд, а сами ломбарды стали чуть ли не единственным растущим сектором во всей сфере услуг. Такие данные опубликовал вчера Центр конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ). В ломбарды все чаще обращаются новые бедные, которые сдают столовое серебро, ювелирные изделия и золотые зубные протезы. Все чаще появляются ломбарды и в криминальных сводках: ведь воры и грабители несут свою добычу именно в ломбарды.
В целом деловой климат в сфере услуг не улучшился в третьем квартале 2015 года – сообщается в докладе ВШЭ. Результаты опроса руководителей более 5 тыс. организаций говорят о том, что рецессия на рынке услуг продолжается. «Предприниматели преимущественно негативно оценили сложившуюся в третьем квартале динамику основных индикаторов деятельности своих организаций, формирующих бизнес-климат в этом секторе экономики. Балансы оценок изменения показателей относительно предыдущего квартала сохранили отрицательные значения, при этом некоторые из них достигли минимальных величин за четыре года проведения обследований», – говорится в отчете Центра конъюнктурных исследований ВШЭ. Правда, снижение деловой активности проходит относительно мягко и без признаков резкого обвала. При этом индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг остается отрицательным уже пятый квартал подряд.
Хуже всего чувствуют себя компании, оказывающие услуги по ремонту бытовых изделий. Ухудшается ситуация и для предприятий, занимающихся техническим обслуживанием, ремонтом автотранспорта, оказывающих туристические, стоматологические и риелторские услуги.
«Затяжной спад деловой активности в сфере услуг объясняется прежде всего продолжающимся сокращением платежеспособного спроса», – отмечается в докладе. А реальные располагаемые денежные доходы населения снижаются 10 месяцев подряд. «Как показывают результаты обследований, домашним хозяйствам при функционировании в режиме затягивания поясов удается многие виды услуг перевести в разряд необязательных», – указывает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Единственным же, по мнению эксперта, рычагом, способным вытащить отрасль из рецессии, могло бы стать восстановление покупательной способности населения и активизация предприятий реального сектора экономики. «Однако прогнозы, по крайней мере в части населения, неутешительны – рост реальных денежных доходов населения в ближайшей перспективе вряд ли возможен», – считает он.
В результате в третьем квартале текущего года сократился спрос на 12 из 14 обследуемых видов услуг. Исключение составили лишь услуги ломбардов и санаторно-курортных учреждений.
Спрос на услуги ломбардов продолжает демонстрировать завидную стабильность. «Спрос на их услуги растет уже четвертый квартал подряд, и сейчас этот вид деятельности можно назвать лидером всей сферы услуг», – говорится в отчете. Повышенная активность ломбардов напрямую связана со снижением покупательной способности населения. Ведь граждане все чаще вынуждены расставаться с фамильными драгоценностями, старинными монетами, часами, серебряными ложками, а также золотыми зубными протезами и коронками.
При этом бизнес ломбардов, похоже, процветает не только лишь за счет добросовестных граждан. Сегодня можно заметить и рост обращений преступников к услугам ломбардов и ссудных контор.
Вот лишь несколько цитат из криминальных сводок последних дней: вор-рецидивист из Волгограда похитил у школьника планшет для того, чтобы потом сбыть его в ломбарде, в Екатеринбурге преступник для этих же целей сорвал с женщины золотые серьги. Бандиты из Томска и Кемерова организовали ограбление самих ломбардов.
На ухудшение положения российского населения, очевидно, будет оказывать влияние и рост расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Такой вывод сделали вчера эксперты Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). На ухудшение положения россиян повлияет и введение платежей за будущий капремонт. В среднем в прошлом году 7,6% из денежных доходов населения составляли расходы на ЖКУ и топливо. А для городских жителей с невысокими располагаемыми ресурсами (первая децильная группа) коммунальные расходы превышают уже 14%. С введением взносов на капремонт доля бедных неизбежно повысится – отмечают в РАНХиГС.
Именно существенное падение реальных доходов населения вынуждает россиян экономить на тех товарах и услугах, от которых они могут безболезненно отказаться, напоминают эксперты «НГ». «Кризисные явления, ослабление рубля, рост потребительских цен негативно отразились на благосостоянии российских граждан», – говорит аналитик компании «Премьер» Максим Костров. Все это приводит к вполне закономерным процессам на потребительском рынке, указывает директор по развитию компании «Градиент Альфа» Светлана Гагарина. «Люди, так же как и бизнес, вынуждены переходить в режим антикризисного управления своими финансами, и принципы здесь одинаковы: компании избавляются от избыточных операционных расходов на корпоративы, ДМС и рекламу, а люди сокращают расходы на развлечения, поездки и одежду», – поясняет она.
Рост же спроса на услуги ломбардов, по мнению аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, еще раз подчеркивает глубину кризиса в экономике, когда население в результате девальвации рубля и высоких темпов инфляции вынуждено искать альтернативные источники пополнения семейных бюджетов. «Кроме того, сейчас существенное давление на граждан также оказывает сжатие предложения на рынке труда, которое в купе с высоким уровнем закредитованности населения приводит к ситуациям, в которых часть населения остается без работы, но с долгами по банковским займам», - говорит он.
Рост спроса на услуги ломбардов, по мнению экспертов, является прямым следствием снижения активности в области розничного кредитования. «Население очень сильно закредитовано», – указывает коммерческий директор компании «ЖелДорЭкспедиция» Евгений Можаев. На фоне неблагоприятной ситуации в экономике и необходимости увеличивать резервы по плохим долгам банки модернизировали свои риск-менеджмент-модели и существенно ужесточили требования к заемщикам. «Соответственно для многих граждан ломбарды стали, по сути, единственной возможностью получить заем, ведь эти организации всегда берут что-то в залог и поэтому не предъявляют практически никаких требований к своим заемщикам», – сообщает эксперт. «Фактически у нас произошло замещение банковских услуг кредитованием в ломбардах. Именно там имеющиеся в наличии материальные ценности можно быстро трансформировать в живые деньги», – поясняет Гагарина. Россияне изыскивают все возможные способы профинансировать свои расходы в условиях финансового кризиса, соглашается управляющий партнер консалтинговой компании Heads Александр Базыкин. «В таких условиях все средства хороши, и ломбарды – очень неплохой выход из ситуации, особенно для слоев населения с низкими доходами», - указывает он.