Фото Gettyimages
Ломбарды стали единственными представителями сферы услуг, которые почти не ощутили недостатка спроса со стороны населения в течение всего 2016 года. Это следует из конъюнктурных опросов Росстата и оценок Высшей школы экономики (ВШЭ). Деятельность ломбардов – косвенный индикатор социального благополучия населения: такой бизнес расцветает в условиях падающих доходов граждан. И хоть в прошлом году владельцы ломбардов и отмечали некоторые проблемы в своей сфере, в целом экономический кризис идет им на пользу, чего не скажешь о самих гражданах.
В конце прошлого года деловая активность ломбардов заметно улучшилась, да и весь 2016 год можно назвать для ломбардов вполне успешным. Так, в четвертом квартале 2016-го представители этого бизнеса говорили об увеличении численности занятых, улучшении динамики прибыли и спроса на их услуги. Об этом сообщает Центр конъюнктурных исследований ВШЭ. Специалисты ВШЭ анализируют данные опросов, которые регулярно проводит Росстат среди руководителей около 5,5 тыс. организаций сферы услуг.
Как замечают экономисты, казалось бы, такие позитивные изменения в деятельности ломбардов можно даже приветствовать – особенно в том случае, если эти фирмы начнут повышать зарплату сотрудникам и открывать новые рабочие места «для населения, не имеющего высокой профессиональной квалификации и образовательного уровня».
Однако есть проблема: ретроспективный анализ опросов показывает наличие ярко выраженной обратной зависимости расцвета ломбардной деятельности от динамики доходов населения, обращают внимание исследователи. Улучшение деловой активности ломбардов обычно наблюдается как раз в те периоды, когда другие социологические опросы выявляют нарастающую неудовлетворенность граждан своим материальным положением. И наоборот, увеличение доходов населения приводит к тому, что ломбарды пользуются все меньшей популярностью.
«Будем надеяться, что рост активности ломбардов, отмеченный в четвертом квартале 2016 года, произошел благодаря применению новых инновационных управленческих схем предпринимателями, возглавляющими ломбарды, а не за счет продолжающегося сокращения реальных доходов населения», – говорится в материалах ВШЭ.
Между тем, если смотреть тенденции всего 2016 года, то видно, что ломбарды стали единственными представителями сферы услуг, которые почти не ощутили недостатка спроса со стороны населения. В первом квартале 2016-го на недостаток спроса жаловались 19% владельцев ломбардов, принявших участие в исследовании, во втором квартале – 15%, в третьем – 13%, в четвертом – 17%. В то время как среди других представителей сегмента о невостребованности услуг говорили от 40 до 70% компаний.
Единственными проблемами для ломбардной деятельности на протяжении 2016 года стали высокая отчетная и налоговая нагрузка, высокие ставки на аренду помещений. Именно эти факторы лидировали в списке основных трудностей данной отрасли.