Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин не раз призывал Минфин смягчить политику. Фото с официального сайта Государственной думы РФ
Удержание бюджетного профицита, строгое следование бюджетному правилу, масштабная скупка валюты, увеличение налогового бремени – все эти действия можно назвать нелогичными лишь на первый взгляд. Но они обретают смысл, если признать, что сейчас наиглавнейшая задача властей – создание финансовой подушки безопасности или, точнее, резервного бронежилета на случай самого страшного сценария: военных действий или окончательной финансовой изоляции. В условиях осажденной крепости нет надежды на смягчение бюджетного правила даже в том случае, если экономическое развитие остановится.
Низкие темпы роста экономики, потребность выполнить предвыборные обещания Владимира Путина и ограничения заимствований в условиях западных санкций могут вынудить власти уже в 2019 году задуматься о смягчении бюджетного правила – такой прогноз сделали аналитики Reuters.
В частности, подобное мнение высказывают специалисты нидерландского финансового конгломерата ING. «У правительства может возникнуть соблазн использовать бюджет как инструмент поддержки роста ВВП и населения», – считает главный экономист ING Дмитрий Долгин.
По его мнению, в пользу такого исхода говорят «несколько потенциальных вызовов существующему бюджетному консерватизму». Во-первых, как поясняет экономист, правительство может столкнуться с необходимостью очередной корректировки налоговых решений, связанных с повышением акцизов на бензин. Во-вторых, предупреждает он, бюджету грозит снижение поступлений налога на добавленную стоимость (НДС) по сравнению с целевыми показателями из-за низкого потребления и общего замедления роста ВВП.
«Мы ожидаем, что по крайней мере часть этих рисков материализуется и приведет к некоторому смягчению бюджетной политики по сравнению с первоначальным планом», – прогнозирует Долгин. Как напоминает Reuters, «Минфину с этого года уже пришлось ослабить бюджетное правило ради обещанного главой государства инфраструктурного рывка».
Под небольшим смягчением, видимо, понимается медленное увеличение цены отсечения. В 2018-м бюджет верстался исходя из цены отсечения 41,2 долл. за баррель, теперь в него закладывается цена отсечения 41,6 долл. за баррель с ее увеличением до 43,3 долл. в 2021-м (показатели указаны в материалах Счетной палаты). Нефтегазовые доходы, полученные сверх базовой цены отсечения, признаются властями – во многом произвольно – дополнительными и направляются на покупку валюты для Фонда национального благосостояния (ФНБ).
У строгого следования бюджетному правилу есть противники. Прежде всего это председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, не раз предлагавший установить цену отсечения хотя бы на уровне 45 долл. за баррель. По его словам, «тогда нам не пришлось бы сейчас повышать НДС». «Мы могли отложить это повышение на шесть лет», – заявил Кудрин летом прошлого года в Госдуме.
Первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов ответил Кудрину, что правило и так смягчается, просто делается это очень аккуратно. «Цена отсечения в 45 долл. за баррель достигается уже в 2023 году», – уверил министр финансов. По его словам, в среднем на шестилетний период цена отсечения составит 44 долл. за баррель.
Затем вопрос о смягчении бюджетной политики ставила в повестку дня глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Думаю, нам еще придется вернуться к бюджетному правилу, повысив базовую цену на нефть, что обеспечит инвестиционный потенциал бюджета и в конечном счете скажется на ускорении темпов роста ВВП», – заявляла она осенью прошлого года.
Как уже писала «НГ», объем ФНБ – чуть ли не единственный показатель, который в проектировках правительства увеличится за трехлетку в несколько раз. На 1 января 2019-го в ФНБ находилось немногим больше 4 трлн руб., или 3,8% ВВП РФ. Объем ФНБ на конец 2021 года должен составить, судя по заключению Счетной палаты, 14,3 трлн руб., или 12,1% ВВП.
При этом, как сообщала Счетная палата, в 2019-м в ФНБ направят свыше 4 трлн руб. дополнительных доходов. Тем самым покупка иностранной валюты становится одной из крупнейших статей расходов бюджетных средств, если быть точнее – второй после социальной политики (см. «НГ» от 14.01.19).
По предварительной оценке Минфина, бюджетный профицит составил в прошлом году более 2,7 трлн руб., это почти 2,7% ВВП РФ. «Весь профицит полностью был направлен на покупку валюты, более того, еще 1,47 трлн было отправлено на покупку валюты за счет других источников», – прокомментировал эти данные директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
Первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов верит в оздоровительный эффект бюджетного правила. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
«Сверхжесткая бюджетная консолидация, осуществленная в 2017–2018 годах, стала ключевым фактором низких темпов роста экономики, падения реальных доходов населения и резко возросшей дифференциации (неравенства) доходов», – считает Тремасов (см. «НГ» от 22.01.19).
В бюджете на 2019–2021 годы тоже заложен профицит, который составит соответственно 1,8, 1,1 и 0,8% ВВП. Расходы бюджета планируются на уровне 17% ВВП в год.
Действия властей на первый взгляд могут показаться нелогичными, даже деструктивными. Ведь, с одной стороны, ужимаются бюджетные расходы, из экономики изымаются живые деньги и направляются на скупку валюты для резервов, с другой – увеличивается налоговое бремя, проводится пенсионная реформа.
Теоретически уже сейчас «дополнительные» доходы можно было потратить на совершенствование инфраструктуры, поддержку населения, увеличивая при этом резервы более скромными темпами. Можно было отложить какую-то из реформ – пенсионную или налоговую. Но власти решили реализовать все эти меры одномоментно – так, будто у России не осталось времени на какие-либо раздумья.
Если же признать, что наиглавнейшая задача страны, с точки зрения властей, – это именно формирование резервов, резкое увеличение в разы ФНБ, тогда все перечисленные действия обретают смысл: власти срочно ищут деньги.
Каковы мотивы властей – можно лишь предполагать. Хотя многие опрошенные «НГ» эксперты высказываются вполне конкретно.
«Идет подготовка к долгой осаде – и внутренней, и внешней. Хорошая финансовая подушка безопасности позволяет оперативно затыкать новые бреши в слабой экономике или быстро решать критические проблемы, плюс быть более независимыми от внешнего воздействия. С учетом усиления санкций и различных международных скандалов, связанных с Россией, это становится все более актуальным, – поясняет первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. – Маловероятно, что эти средства будут потрачены на экономический рывок. Скорее они пойдут на поддержание стабильности или ее видимости».
«Власти готовятся к серьезным ограничениям по привлечению заемных средств за рубежом и просто к непредвиденным ситуациям, – соглашается замдиректора информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Кокорева. – Обстановка в мире нестабильная с точки зрения как геополитики, так и экономики».
«Это подготовка к большой изоляции России от внешнего мира. Власти готовятся к тому, что санкции могут быть кардинально расширены. Могут быть наложены ограничения на экспорт углеводородов, соответственно приток денег в страну сильно сократится и понадобятся запасы для того, чтобы хоть как-то выживать», – продолжает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Как сказали «НГ» в пресс-службе Минфина, именно «бюджетное правило» позволило снизить зависимость экономики и государственных финансов от цен на нефть.
В итоге большинство экспертов «НГ» сомневаются в том, что правительство согласится на существенное смягчение бюджетного правила.
«Пока вероятность такого решения низкая, но в течение года об этом будут говорить все чаще», – считает зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин. «Пересмотр бюджетного правила в нынешних условиях представляется нецелесообразным: цена на нефть сейчас на 30% выше, чем заложено в бюджет», – отмечает начальник управления компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Судя по его комментарию, для пересмотра правила разрыв между базовой и фактической ценой должен быть больше.
От смягчения бюджетного правила чиновников будут удерживать «высокие инфляционные ожидания населения и бизнеса, а также потенциальная волатильность курса национальной валюты», полагает вице-президент международной сети FinExpertiza Ильгиз Баймуратов.«Текущее правительство буквально одержимо жесткой кредитно-денежной политикой, – поясняет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. – Наращивание резервов – это рефлекторное действие власти на дефициты 90-х и на кризисы 2008 и 2014 годов».
Эксперты указывают на еще один нюанс. «Создается впечатление, что единой и стройной программы развития экономики страны, равно как и социального блока, нет, а конкретные решения принимаются «по месту», исходя из того, какие указания дает президент и какая на данный момент складывается обстановка», – говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.
комментарии(0)