0
4329
Газета Экономика Печатная версия

22.01.2019 20:06:00

Правительство проводит пытку экономики сублимированием

Расходы казны снизились до исторического минимума

Тэги: бюджет, гсорасходы, ввп, налоги, нацпроекты

Информация обновлена 13:01 23.01.2019

бюджет, гсорасходы, ввп, налоги, нацпроекты Расходы федерального бюджета за последние 12 месяцев. Источник: Telegram-канал MMI

Правительство РФ сократило госрасходы до рекордного минимума, что и стало одной из причин стагнации. Перед телекамерами министры рассуждают о дополнительных инвестициях в нацпроекты, а в действительности откачивают из экономики почти всю ее кровь путем повышения налогов и снижения бюджетных расходов. За последний год бюджет вернул в экономику лишь 16,4% ВВП, хотя даже в разгар прошлых кризисов этот показатель оставался на уровне 18–20%.

Министерство финансов отчиталось о перевыполнении плана по доходам бюджета за 2018 год. Доходы, по данным ведомства, составили 19,5 трлн руб., а потратила казна 16,7 трлн. Таким образом, профицит бюджета РФ в прошлом году составил около 2,7 трлн руб., или 2,7% ВВП. Этот показатель значительно превысил заложенные в закон о бюджете 2,1%.                

Федеральный бюджет России превращается в черную дыру, которая засасывает остатки национальной экономики, направляя их на скупку иностранной валюты, финансирование госаппарата и силовых структур, отмечают одни эксперты. Другие отмечают, что расходы бюджета по отношению к размеру ВВП становятся все меньше, превращаясь в основной тормоз развития экономики.

По итогам 2018 года сборы в казну подскочили на 29%, или 4,3 трлн руб., говорится в отчете Минфина. Вслед за ценами на углеводороды взлетели в 1,5 раза – с 5,9 до 9 трлн руб. – нефтегазовые доходы. На 14% больше дал и несырьевой сектор экономики – 10,4 трлн руб. На этой волне доходов победно звучат и реляции сборщиков налогов и пошлин: Федеральная налоговая служба перевыполнила план на 2,4%, таможня собрала на 2,1% больше разнарядки – 6 трлн руб. вместо 5,9.

Казалось бы, вот оно – финансовое чудо, вот водопад возможностей, вот источник роста благосостояния народа. Но сухие цифры отчета возвращают к суровой реальности: из 19,5 трлн руб. дохода более половины – 53%, или 10,2 трлн, – ушло на скупку иностранной валюты, финансирование армии, полиции и аппарата чиновников.

Аналитики обращают внимание, что увеличилось финансирование силовых структур. Эта статья расходов не относится к тем, от которой ждут вклада в экономический рывок, но она выросла на 26 млрд, причем финансирование армии несколько сократили (на 26 млрд руб., или 0,9%, до 1,9 трлн руб.), а полиции, Росгвардии и других органов внутренней безопасности – увеличили на 52 млрд руб., или 2,7% (уравняв до тех же 1,9 трлн руб.).

На валютные интервенции, в рамках которых Минфин покупает доллары, евро и фунты стерлингов на доходы от нефти дороже 40 долл. за баррель, было потрачено 4,2 трлн руб. Инвестиции в валюту съели не только весь профицит бюджета (2,7 трлн), но и дополнительные почти 1,5 трлн. Объем средств Фонда национального благосостояния на начало 2019 года в пересчете на российскую валюту составил 4 трлн руб.

Радикальное сокращение претерпели статьи, ориентированные на социальное обеспечение населения: по сравнению с 2017 годом их общий объем урезали на 410 млрд руб., или 8,2% (до 4,6 трлн). Удалось сократить на 434 млрд руб. (12%) расходы на пенсии. За счет подобной экономии при резком скачке доходов расходы федерального бюджета практически не выросли – в 2018 году они составили 16,7 трлн руб., а в 2017 году было 16,4 трлн.

В относительных цифрах расходы бюджета рухнули до исторического минимума – они составили лишь 16,4% ВВП, указывает директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. В 2014–2016 годах этот показатель находился на уровне 19–20% ВВП, а ниже 18% ВВП никогда не опускался, напоминает он.

По данным РАНХиГС и Института Гайдара, показатель расходов бюджета по отношению к ВВП сокращается как минимум с 2010 года. Тогда он составлял 22,4%, а в 2011-м – уже 20,1%. В 2014 году расходы составили 14,8 трлн руб., или 20,8% ВВП. В 2017-м – опять падение, до 17,8%.

«Сверхжесткая бюджетная консолидация, осуществленная в 2017–2018 годах, стала ключевым фактором низких темпов роста экономики, падения реальных доходов населения и резко возросшей дифференциации (неравенства) доходов», – считает Тремасов.

При такой политике широко разрекламированные национальные проекты не смогут стать драйвером экономики по крайней мере в ближайшие три года. В 2019 году бюджет планирует расходовать только 17% ВВП, в 2020-м – чуть больше, 17,2%, но в 2021 году опять падение на уровень, который планировался на 2018 год, – 16,9%.

О фиктивном характере многих нацпроектов можно было услышать и на недавнем Гайдаровском форуме. Так, глава Счетной палаты Алексей Кудрин удивился, что на всю программу модернизации оборудования университетов казна выделит лишь 14 млрд руб. «Друзья, из 18 трлн федерального бюджета на развитие университетов 14 млрд в год на всю страну, на больше тысячи университетов?» – недоумевает на публике Кудрин, который во многом и является идеологом избыточного надувания подушки безопасности для Кремля.

Аналитик компании «Финам» Алексей Коренев уверяет, что сокращение расходов на фоне роста доходов – далеко не единственный фактор, который приводит к снижению темпов экономического развития. «Падение доходов населения и снижение потребительского спроса негативно влияют и на объемы производства, и на динамику ВВП. Равно как и стремительное формирование Резервного фонда за счет бюджетного правила. Но куда значимее глобальные факторы, заключающиеся в тяжелых структурных перекосах отечественной экономики, в ее глубокой зависимости от экспорта энергоносителей и ценовой конъюнктуры на них, в снижении потока инвестиций в реальный сектор экономики, в ухудшении ситуации на рынке труда и, самое главное, в нарастающем отставании России в техническом, технологическом и научном плане от ведущих государств мира. Что касается планов оживить экономику страны за счет дополнительных расходов бюджета, то это или заблуждение, или попытка отвлечь внимание сограждан. Для качественного рывка, о котором так много говорится, требуются глубокие реформы во всех сферах экономики и права, формирование полноценного и востребованного обеими сторонами социального договора между государством и народонаселением, существенный приток инвестиций. Причем ресурсов для привлечения внутренних инвестиций, на что так надеются в правительстве и о чем так часто говорят (всевозможные народные ОФЗ, иные внутренние заимствования, увеличение объемов ипотечного кредитования и т.д.), недостаточно для эффективного разгона российской экономики. Требуются еще и полноценные, а главное – долгосрочные иностранные инвестиции. Что в условиях современной внешнеполитической ситуации просто невозможно».

Шеф-аналитик компании TeleTrade Пётр Пушкарёв сообщил «НГ», что прошлогодние доходы бюджета били рекорды в первую очередь из-за дорогой нефти, ведь цены держались выше 70 долл за баррель большую часть года, временами на пиках поднимались и выше 85. По мнению эксперта, закладывать эту не очевидную заранее «жировую прослойку» наперёд в расходы было бы неправильно, что подтвердило дальнейшее падение нефти до 50 к концу года. «Не будем забывать и о висевших над Россией с апреля и до конца года дамокловым мечом угрозах «адских» санкций то ли против госдолга, то ли против ещё и банков с госучастием. Поэтому не тратить эти деньги в 2018 году и не закладывать их даже заблаговременно как расходы в бюджет-2019 было логично, - говорит Пушкарев. - Отсюда и исторический минимум расходов по отношению к доходам бюджета: числитель был по плану и почти не рос, а знаменатель прилично увеличился». Пушкарев считает, что экономно старался жить и бизнес, поэтому низкими темпами роста страна обязана ещё и в целом упадочным деловым настроениям, а не только недостаточным вливаниям от правительства.

«Заметная часть сверхплановой выручки государства была переведена в валюту, причём из слишком дорогих на тот момент и опасных для России долларов - эти деньги перетекли в евро, который в ближайший год-два почти наверняка подорожает, а также в юани и в золото, которые уже подорожали. То есть, деньги сберегли грамотно - однако консервировать целиком эти запасы дальше ещё на год-два было бы непродуктивно, - продолжает Пушкарев. - Подоспела и более зрелая проработка нацпроектов, они обросли подробностями, более глубоким пониманием - а это значит, время для серьёзной попытки прорыва подошло. И если мы хотим, чтобы шанс на этот прорыв у нас был, то самое время к следующему 2020 году, а ещё лучше прямо во второй половине 2019 года, начать раскупоривать кубышку».

«Россия находится в условиях, близких к изоляции на рынке мировых капиталов, и как показала практика 2018 года, стране весьма сложно привлечь займы, за счет которых, среди прочего планировалось финансировать существенный объем «мегастроек», необходимых для роста. В результате, когда становится ясно, что «обратного пути» уже нет – на наш взгляд, модель экономического роста уже прочно утверждена, – единственным выходом остается именно бюджетная консолидация, позволяющая профинансировать данные проекты за счет государственных инвестиций», – сказал «НГ» главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.

На запрос «НГ» в пресс-службе Минфина России сообщили следующее : «Бюджетная политика на следующие три года формировалась на основе достижения национальных целей развития, поставленных в Майском указе Президента РФ. Бюджет на 2019-2021 годы является сбалансированным - отвечает как вопросам развития, так и гарантирует выполнение всех социальных обязательств государства. В нем также предусмотрено финансирование нацпроектов в полном объеме. Стоит отметить, что в абсолютном выражении расходы бюджета ежегодно растут (ниже в таблице краткая информация об исполнении федерального бюджета с 2006 года). Расходы бюджета в 2019 году предполагаются на уровне 18,037 трлн руб., в 2020 году - 18,994 трлн руб., а в 2021 году – 20,026 трлн руб. Увеличение доходов бюджета связано с ростом цен на нефть. Поступающие дополнительные нефтегазовые доходы в рамках «бюджетного правила» направляются на формирование резервов страны в Фонд национального благосостояния. За счет них не увеличиваются расходы бюджета. Данная конъюнктура доходов формируется для того, чтобы исключить повторение кризисов 2009 и 2014 гг. Именно «бюджетное правило» является базовым инструментом, который позволяет снизить зависимость экономики и государственных финансов России от цен на нефть и изменения внешних условий в целом».

«Жесткая бюджетная консолидация – это, безусловно, одна из основных причин топтания экономики России на месте, но далеко не единственная, - сказала «НГ» завкафедрой экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Устюжанина. - Среди других причин можно выделить увеличение вмешательства государства в экономику. Мы наблюдаем парадоксальную картину, когда доля компаний, контролируемых государством, постоянно увеличивается, государство все больше переходит на ручное управление экономикой, но при этом государственные инвестиции в экономическое развитие снижаются. В итоге тотальный контроль государства сдерживает предпринимательскую инициативу, а недостаточное финансирование науки, образования и медицины отрицательно влияет на веру в будущее».

Устюжанина считает, что неопределенность будущего –один из основных факторов торможения. «Ссвязана эта неопределенность с постоянными изменениями правил игры. Ни работники, которым постоянно меняют правила пенсионного обеспечения, ни предприниматели, которым изменяют налоги, пошлины и прочие «неналоговые» платежи, не знают, что их ждет завтра. А, значит, никто не решается делать долгосрочные инвестиции, - продолжает Устюжанина. - Еще один фактор – ухудшение условий международного экономического и финансового сотрудничества. Что касается национальных проектов, то пока они больше напоминают обещания всего хорошего. Конечно, обещания тоже очень важны. Другой вопрос, насколько эти обещания сбываются».  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские депутаты одобрили социально-инвестиционный бюджет мегаполиса

Московские депутаты одобрили социально-инвестиционный бюджет мегаполиса

Татьяна Астафьева

Главный финансовый документ столицы принят городской думой в трех чтениях

0
1967
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
1947
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
2174
Продолжит ли Британия поддерживать Украину

Продолжит ли Британия поддерживать Украину

Данила Моисеев

Местные СМИ задались вопросом о том, как на Даунинг-стрит видят конфликт Киева и Москвы

0
3269

Другие новости