Граждане активно берут автокредиты, однако не всегда могут их погасить. Фото PhotoXPress.ru
Тезис о кредитном голоде российской экономики подтвердился официальной статистикой Центробанка (ЦБ). Российские банки сократили кредитование в целом экономики почти на 7%, а нефинансовых организаций и предприятий – на 9,5%. Одновременно с этим банковская прибыль выросла почти в пять раз. Это итоговые данные за 2016 год. В прошлые годы поддержка экономики росла, даже несмотря на высокие процентные ставки, зато прибыль банков в разы сокращалась.
Судя по показателям прибыли, банковский сектор преодолел кризис. Весомым позитивным итогом 2016 года стало почти пятикратное увеличение прибыли кредитных организаций по сравнению с 2015-м – со 192 до 930 млрд руб., сообщил в среду Центробанк.
И это действительно хороший результат, потому что до этого в течение нескольких лет прибыль банков резко сокращалась: в 2014 году почти на 41%, в 2015-м – примерно в три раза.
Но такой блестящий финансовый результат никак не отразился на положении всей экономики. Наоборот, в течение 2016-го банки сокращали кредитование реального сектора. По итогам года кредитование всей экономики (нефинансовых организаций и физических лиц) в номинальном выражении сократилось на 6,9%, а с корректировкой на курс рубля – на 2,4%. Причем кредитование предприятий сократилось в номинальном выражении уже на 9,5%, а с валютной корректировкой – на 3,6%.
Кредиты физическим лицам за указанный период выросли по факту на 1,1%, или на 1,4% с курсовой корректировкой. Некоторые виды потребительского кредитования показали более уверенный рост. Так, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество выданных автокредитов в 2016 году выросло по сравнению с 2015-м примерно на 14%. Доля приобретенных в кредит автомобилей в структуре авторынка по итогам прошлого года достигла 44% после 37%, зафиксированных в конце 2015-го. «Несмотря на продолжающееся второй год падение автомобильных продаж, темпы выдачи автокредитов неуклонно растут. Вместе с тем качество автокредитов продолжает ухудшаться, превысив уровень 9% (доля просроченной задолженности свыше 30 дней)», – замечает гендиректор НБКИ Александр Викулин.
Примечательно, что в те годы, которые стали для банковского сектора малоприбыльными, кредитование экономики и предприятий ощутимо росло. За 2015-й совокупный объем кредитов экономике вырос на 7,6%, или на 0,1% с учетом курсовых колебаний. А кредитование предприятия в 2015-й увеличилось на 12,7%, или на 2,5% после валютной переоценки. Кредиты физическим лицам в позапрошлом году сократились на 5,7%, или на 6,3% после переоценки. Наконец, в 2014-м кредитование экономики выросло почти на 26% (или 13% с переоценкой), предприятий – на 31% (или 13%), физических лиц – почти на 14% (или 12,5%).
Часть опрошенных экспертов связывают сокращение кредитования предприятий с тем, что банки стали более тщательно подходить к отбору потенциальных заемщиков. «Кредитные организации существенно пересмотрели свои риск-менеджмент-модели и сократили выдачу наиболее рискованным заемщикам», – говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Одновременно с этим конкуренция за качественных заемщиков возросла – как в розничном, так и корпоративном сегменте.
«Рост прибыли на фоне сокращения выдачи займов объясняется тем, что у большинства кредитных организаций уже прошел наиболее болезненный период списания плохих долгов, была пересмотрена бизнес-модель, за счет чего многие продемонстрировали неплохие финансовые показатели», – добавляет Павел Сигал.
Но не только на банках лежит ответственность за падение объемов кредитования, считают другие эксперты. Предприятия и сами теперь не слишком активно берут кредиты. «В начале 2016 года многие компании из-за негативных прогнозов сворачивали свои инвестиционные программы, в результате чего спрос на кредиты со стороны бизнеса упал», – говорит аналитик «Финам» Богдан Зварич.
«Вопрос даже не в том, что банки снизили кредитование, а в том, что компании, которые могли бы взять кредит и обслуживать его, предпочитают в текущих условиях неопределенности не брать на себя дополнительную кредитную нагрузку и отказываются даже от одобренных кредитов. Нет ясных перспектив экономической ситуации, и это во многом определяет текущее положение дел», – продолжает управляющий санкт-петербургским филиалом «Росгосстрах банка» Елена Веревочкина.
По ее словам, рост прибыли банков в 2016 году связан с восстановлением резервов по кредитам, оптимизацией расходов, в том числе на персонал, и с увеличением комиссионных доходов.
О снижении кредитной активности предприятий сообщали ранее и эксперты Центра развития Высшей школы экономики. «В последние месяцы нефинансовый сектор экономики кредитов больше погашает, чем привлекает», – говорится в одном из выпусков «Комментариев о государстве и бизнесе».
В итоге те эксперты, которые объясняют вялое кредитование экономики низким спросом со стороны самих предприятий, считают, что именно от инвестиционной смелости предприятий и зависит будущий экономический рост.
«Для того чтобы оживить экономику, нужно, чтобы компании действовали смелее и реализовывали новые проекты», – считает Елена Веревочкина. Хотя для этого, конечно, надо создать соответствующие экономические условия. «С одной стороны, уже сейчас можно максимально расширить число компаний, имеющих доступ к госзаказу, или сделать максимально возможные субсидии для компаний импортозамещающих отраслей. С другой – необходимо увеличить объем инвестиций в страну», – перечисляет эксперт.
Некоторые, однако, все же вспомнили и о влиянии ключевой ставки на активность предприятий на кредитном рынке. Экономическому оживлению должно способствовать удешевление кредитов вслед за снижением ключевой ставки Центробанка, говорит Богдан Зварич. Аналитик ожидает, что в случае стабильной ситуации в стране и дальнейшего снижения инфляции Центробанк может в течение 2017 года опустить ставку даже до 8%.