В правительстве признают масштабный износ электросетей. Фото Reuters
В правительстве увидели необходимость создания розничного рынка электроэнергии, и такую модель там в целом считают перспективной. Соответствующий вопрос могут рассмотреть в конце 2016 – начале 2017 года. Об этом сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета при президенте по модернизации экономики.
Открывая вчера заседание, Дмитрий Медведев призвал создать в РФ перспективную модель розничного рынка электроэнергии с распределенной генерацией. «Нужно создавать перспективную модель розничного рынка электроэнергии с распределенной генерацией. Такие модели могут быть рассмотрены уже в конце этого – начале следующего года», – сказал премьер.
«Энергетика будущего – это комплексная система, это сервисы весьма интеллектуальные, и мы начнем работу над их компонентами в рамках «дорожной карты»… Стране нужна современная энергетическая система, в основе которой будут лежать инновационные разработки и достижения современной науки», – указал глава правительства. По мысли премьера, к этому подталкивают и текущие реалии. «Большинство технических регламентов разрабатывалось более 15 лет назад, сегодня эти регламенты и стандарты устарели», – сказал глава правительства. «Сетевой комплекс страны, как известно, также сильно устарел, износ фондов достигает 70%. Нужна современная энергетическая система, в основе которой инновационные разработки и передовые достижения науки, а также использование альтернативных источников энергии, в том числе и возобновляемых. Особенно в тех регионах, где на сегодняшний день существует энергодефицит», – продолжил Медведев.
В результате, как пояснил первый замминистра энергетики Алексей Текслер, умные технологии позволят на четверть снизить стоимость владения сетью, не менее чем на 50% уменьшить потери в ней и более чем на 70% снизить аварийность.
Стимулировать создание нового типа генерации будут финансовые льготы. «Уже принято решение о том, что государство компенсирует затраты владельцев на присоединение генерирующих объектов мощностью не более 25 МВт, которые работают на возобновляемых источниках. Постановление об этом уже вступило в силу», – указал вчера Дмитрий Медведев.
Предложения премьера укладываются в обозначенную президентом Владимиром Путиным в 2014 году концепцию о создании «Национальной технологической инициативы» (НТИ). НТИ представляет собой долгосрочную программу по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет. Отметим, среди этих девяти направлений есть и совершенно фантастические – вплоть до телепортации (см. «НГ» от 28.05.15). В НТИ входит и обсуждаемое вчера у премьера направление EnergyNet, базирующееся на развитие в РФ распределенной энергетики, возобновляемой энергетики, микрогенерации и интеллектуальных сетей (Smart grid). В итоге EnergyNet ставит своей целью и более активное участие конечного потребителя на этом рынке, которой сам сможет выбирать поставщика услуг.
Отметим, под распределенной генерацией, о которой вчера говорил премьер, обычно понимается совокупность объектов малой (менее 25 МВт) и микроэнергетики (менее 1 МВт). «Они, как правило, не подключены к единой энергосистеме и решают задачи локального обеспечения электрической и тепловой энергией (дом, отдельное предприятие, отдаленный район). Кроме традиционных первичных источников энергии (уголь, мазут, газ и т.п.) сюда же относится и вся альтернативная энергетика, основанная на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ)», – объясняет эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. Распределенная генерация обычно дополняет, а иногда и заменяет крупные энергосистемы там, где они недоступны, продолжает эксперт, уточняя, что пока распределенная генерация не стала массовым явлением в РФ. «Сейчас в России работает около 50 тыс. объектов малой распределенной генерации», – подчеркивает аналитик. «Многие нефтяные компании строят собственные малые электростанции, работающие на попутном газе, и строительство малых электростанций, работающих на попутном газе, является эффективной формой его утилизации», – замечает замдиректора департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова. То есть, считает эксперт, премьер Медведев фактически предлагает юридически легализовать то, что уже существует в бизнесе.
И каковы перспективы у обсуждаемой сегодня Energynet, пока не совсем понятно. Тем не менее, как сообщают кураторы направления, в следующем году в РФ могут появиться пилотные зоны «новой энергетики» Energynet в Севастополе и Калининграде. И если внедрение пилотных зон окажется успешным, то в течение ближайших двух-трех лет технологический пакет, который лежит в основе этих предложений, может стать основой массового экспорта аналогичных решений в другие страны, в первую очередь в страны Азии, Африки и Латинской Америки, подчеркивают кураторы направления.
По мнению же экспертов «НГ», обозначенные планы правительства в целом похвальны. «У потребителей есть интерес к малой генерации, что так или иначе приведет к переходу от монопольной жесткой традиционной системы к диверсификации электро-, теплоснабжения, разнообразию типов и форм взаимодействия энергообъектов большой и малой распределенной энергетики в различных регионах России. Появление розничного рынка электроэнергии от распределенной генерации создаст возможность для запуска различных программ стимулирования альтернативной и автономной энергетики, а также будет полезно для рядового потребителя», – полагает Калачев. Однако, будем честны, это все же довольно отдаленная перспектива, продолжает он. «В настоящее время нет не только федерального, но и регионального розничного рынка электроэнергии, малая генерация в полной мере не включена в энергосистему. Более того, даже понятия «производитель электрической энергии», относящегося к малой энергетике, в действующих нормативно-правовых актах не существует», – напоминает эксперт.
«Что касается тех же малых электростанций на попутном газе, то нефтегазовые корпорации строят такие мощности просто потому, что тарифы на электричество для единой энергосистемы слишком высоки, и, создав собственные мощности, корпорации экономят на затратах на электричество», – объясняет Мильчакова. Поэтому перед государством стоит такая дилемма: повышать тарифы и одновременно развивать распределенную генерацию как конкурента единой энергосистеме или отказаться от повышения тарифов на время, а для распределенной генерации пока только создать правовую базу. «Вероятно, что государство в долгосрочном аспекте выберет первый вариант. Но до президентских выборов, на мой взгляд, пока никто ничего радикально не будет менять, если не считать того, что в некоторые стандарты и техрегламенты могут быть внесены изменения, учитывающие такое новое для России явление, как распределенная генерация», – предполагает она.
«Ситуация назрела и даже перезрела. Это надо было сделать как минимум еще лет 5–10 назад. На полках пылятся десятки проработанных до мельчайших деталей подобных проектов. У нас, например, в работе есть ветросолнечный энергокомплекс. Он вырабатывает электроэнергию с себестоимостью полтора рубля за киловатт-час. Что мешает его внедрить?» – задается вопросом директор Центра энергосбережения, энергоэффективности, экологического и энергетического аудита Академии народного хозяйства и госслужбы Леонид Примак.
Тем не менее пока что сложно сказать, как предложение о модернизации сетей и создании розничного энергорынка скажется на конечном потребителе. Всем известно, чем закончилось последнее масштабное реформирование электросетей. Так, прошло уже почти 15 лет после реформирования РАО «ЕЭС России», целью которой было создать конкуренцию на электрорынке.
Напомним, в начале 2000-х монополия РАО «ЕЭС России» на рынке генерации и энерготранспортировки была разделена между генерирующими и электросетевыми компаниями. Тогда в числе основных причин реформирования назывались проблемы неплатежей, нехватка инвестиций в сектор, отсутствие надежности сетей, риски возникновения дефицита энергии, а также физический износ существующих мощностей. Целью дробления было повышение конкуренции на рынке, а идеолог реформы Анатолий Чубайс указывал, что по окончании преобразований цены на электроэнергии будут постепенно снижаться. Однако такие заявления оказались мифом. Спустя 15 лет после начала реформы тарифы на электроэнергию выросли в разы.
Не слишком повысилась и конкуренция в отрасли. «Последствия реформы электроэнергетики показывают, что в практической работе нельзя руководствоваться мифами о рыночных стимулах. Мифом, в частности, оказалось утверждение о том, что простым дроблением энергокомпаний можно создать между ними конкуренцию и тем самым оздоровить отрасль. В стране действуют тысячи мелких электросетевых компаний, у которых нет денег и производственных мощностей для ремонта сетевого хозяйства», – указывал еще три года назад тогдашний глава думского комитета по энергетике Иван Грачев (см. «НГ» от 05.12.13). По его словам, эти мелкие компании повышают тарифы и собирают с потребителей деньги на псевдоинвестиционные программы, тогда как в действительности состояние сетевого хозяйства ухудшается.
Иллюстрацией таких проблем являются и последние громкие скандалы в отрасли. Напомним, ранее СМИ писали о возбуждении Следственным комитетом (СК) РФ уголовного дела в отношении действующих и бывших руководителей энергокомпании «Комплексные энергетические системы» (КЭС), которым инкриминировалась дача взятки в крупном размере «за установление максимально выгодных тарифов на тепло- и электроэнергию».