Граждане РФ предпочитают поручать отделочные работы в своем жилье небольшим частным бригадам. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сегодня россияне более половины своих доходов тратят на еду и стараются максимально экономно подходить к тратам и крупным покупкам. Но, как показывают соцопросы, некоторые крупные траты россияне все же совершают. Например, в кризис наши соотечественники занялись ремонтом своего жилья, сообщили «НГ» в исследовательском холдинге «Ромир». Согласно их данным, в последние несколько лет какие-либо ремонтные работы проводили в квартире, доме или на даче почти две трети россиян. Опрошенные эксперты считают, что в этом случае сказалась экономия граждан на заграничном отпуске: у населения нет лишних средств на отдых у моря, и многие решили провести с пользой отпуск дома или на даче.
В течение последних двух-трех лет делали ремонт в своих квартирах две трети россиян, сообщил вчера «НГ» «Ромир» данные июньского опроса, проведенного среди 1700 жителей российских городов. Из тех, кто занимался улучшением своего жилья, каждый пятый (22%) проводил небольшие локальные ремонтные работы, треть занималась косметическим ремонтом, а капитальный ремонт своего жилья за последние два-три года провели лишь 10% респондентов.
Из тех, кто занимался какими-либо ремонтными работами в своем доме или квартире, большинство (59%) переклеивало обои. Почти половина всех ремонтов не обошлась без замены сантехники (46%). Плитку на полах и стенах меняли треть респондентов из числа проводивших ремонты. И еще 36% ремонтировавшихся ответили, что занимались малярными работами – покраской стен и потолков, указывают социологи.
Не менее популярными ремонтно-строительными работами среди россиян стало выравнивание стен, полов и потолков. В рамках последнего ремонта такие работы проводила почти треть опрошенных (34%). И треть (32%) меняли окна. Каждый четвертый касался замены дверей (27%). В 25% случаев респонденты говорили о проведенной замене труб водоснабжения и канализации. И также 25% респондентов заявили о перестилании полов.
Работы, связанные с заменой электропроводки и радиаторов отопления, оказались чуть менее востребованными – их проводили лишь 18% и 17% респондентов соответственно. На утепление балконов и лоджий потратили свои ремонтные усилия и средства 14% опрошенных.
«В целом можно говорить о том, что кризис не просто не помеха ремонтам, а вообще является благодатным временем для такого рода работ. Значительное число россиян проводили разного рода ремонтные работы за последние два-три года. При этом многие респонденты не ограничиваются только косметическими работами», – поясняют в «Ромире».
Специалисты исследовательского холдинга также отмечают, что в начале 2016-го лишь каждый десятый респондент заявлял о планах заняться в этом году ремонтом жилья. А по данным фонда «Общественное мнение», в июне 17% опрошенных граждан планировали в ближайшие три месяца потратиться на ремонт жилья, дома или дачи.
Интерес россиян к ремонтным работам подтверждается и оценками представителей отрасли. «Мы наблюдаем интерес к категориям, связанным с обновлением и обустройством: строительным материалам, лакокрасочной продукции, фасадной плитке. Стабильным спросом пользуются и декоративные категории для ремонта: обои, настенная и напольная плитка, краска, ламинат. В целом мы видим смещение спроса в сторону декоративно-отделочных материалов, товаров для легкого ремонта и декора», – сообщил «НГ» руководитель отдела закупок ОБИ Россия Александр Гарбузов. Наибольший же спрос эксперт фиксирует в садовых и дачных категориях. «Мы считаем, что это вызвано тем, что многие не могут из-за роста курсов валют позволить себе путешествия, какие-то затратные поездки», – добавляет он. Вместо курортов некоторые выбрали дачу или дом, решив при этом провести время с пользой. Гарбузов, правда, уточняет, что люди сейчас меньше вкладывают в капитальный ремонт, ограничиваясь лишь небольшим обновлением.
Как сообщает, в свою очередь, сооснователь онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com Денис Кутергин, объем заданий, связанных с бытовым ремонтом, занимает на ресурсе второе место по популярности (23%). «С начала 2014 года количество заданий в категории бытового ремонта увеличилось в семь раз», – говорит он. Всего же на онлайн-сервисе зарегистрировано более 750 тыс. заказчиков и около 85 тыс. исполнителей.
А по данным портала «Avito Услуги», в июне 2016 года спрос на услуги в категории «Ремонт, строительство» превысил аналогичный показатель прошлого года более чем на 15%. Как уточнили «НГ» специалисты портала, интерес пользователей к отделочным работам явно растет. Сейчас на этот вид услуг приходится 22,4% запросов против 20,4%, зафиксированных в прошлом году. А на услуги по ремонту квартир сейчас приходится 13% против 11,9% в 2015 году.
Некоторые эксперты считают, что стремление граждан заняться ремонтом обусловлено «колоссальным вводом нового жилья в строй». «В 2015 году было сдано рекордное количество новостроек, и люди стараются улучшать свои жилищные условия. Для многих это очень важная задача: можно не поехать в отпуск, но ремонт нужно сделать», – полагает Денис Кутергин. По итогам 2015 года в РФ было введено 85,3 млн кв. м жилья. Ранее премьер Дмитрий Медведев указывал даже, что 2015 год «стал самым успешным по вводу жилья». «Домов было введено больше, чем в РСФСР в рекордном 1987 году – тогда было введено 73 млн кв. м», – пояснял Медведев. Правда, по итогам первого полугодия 2016-го ввод нового жилья в РФ снизился относительно аналогичного периода прошлого года на 9,2% – до 442,2 тыс. квартир площадью 31,5 млн кв. м.
Однако, ремонтируя свое жилье, граждане явно не шикуют. «По данным Всероссийского омнибусного исследования GfK, более двух третей россиян регулярно сообщали, что готовы отказаться от тех или иных запланированных покупок, и в первом квартале 2016 года таких было 72%», – сообщили «НГ» в компании Gfk. При этом люди сообщали, что готовы экономить в том числе на строительстве и ремонте, покупке мебели и товаров для дачи и дома. Получается, что ремонт они делают, но максимально на всем экономя.
Это сказалось и на продажах товаров из сегмента DIY (от англ. Do it yourself, куда традиционно включают строительные материалы и товары для обустройства дома). «Оборот продаж в денежном выражении в супермаркетах DIY в 2015-м вырос на 2%, тогда как спрос снизился примерно на 1,5% по отношению к 2014 году», – говорит эксперт GfK Евгений Самородов.
Больше всего, по словам эксперта, упал спрос на товарные группы, производство которых сконцентрировано за рубежом и на которые ретейлерам пришлось значительно поднимать цены из-за изменения курса валют. «А направления, значительную долю которых занимает локальное производство (лакокрасочные материалы, строительная химия), чувствуют себя лучше. Спрос остался стабильным, однако произошло смещение потребительских предпочтений в сторону более дешевых товаров, произведенных локально», – замечает он. Эксперт добавляет: «Как только личная финансовая ситуация улучшится, рынок DIY в России может возобновить стремительный рост».
Тенденцию подтверждают и другие эксперты. «Заказчики стали более экономными и более избирательными. Они стараются найти частников, так как услуги бригад, которые можно собрать самостоятельно, или услуги отдельных частных лиц дешевле услуг крупных компаний, занимающихся массовым ремонтом: чем больше компания, тем больше у нее издержек, и это отражается на среднем чеке», – поясняет Денис Кутергин.
Наконец, по данным портала «Avito Услуги», в июне 2016 года произошло заметное снижение среднего чека по сравнению с прошлым годом – с 72,8 тыс. руб. до 25,4 тыс. руб. В ответ на это участники рынка начали снижать расценки на некоторые виды услуг. Так, на 60% снизились цены в подкатегории «Сантехника», сообщают специалисты портала. Правда, что-то и дорожало. Например, стоимость услуг в подкатегории «Ремонт ванной» выросла на 45%.