Российские пенсионеры выплывают как могут. Фото Владимира Смирнова/ТАСС
Падение доходов казны и неопределенное состояние бюджета-2016 не помешало правительству РФ планировать госрасходы на 2017, 2018 и 2019 годы. Кабинет Дмитрия Медведева обещает в будущем отказаться от сокращения реальных пенсий и вернуться к их индексации в точном соответствии с инфляцией. Эти обещания звучат на фоне резкого падения доходов казны, которые номинально сократились на 13%, а в реальном выражении с учетом инфляции – больше чем на 20%.
По мысли премьера Дмитрия Медведева, необходимо найти такую конфигурацию бюджета-2017, которая позволит при любых обстоятельствах выполнить соцобязательства. В частности, отметил он в ходе совещания по бюджету-2017, «если для этого сложатся все условия, нужно будет вернуться к индексации пенсии по показателям инфляции». Меж тем неблагоприятных факторов по сравнению с прошлым бюджетным циклом не стало меньше, отметил вчера Дмитрий Медведев. Следовательно, по мысли премьера, целесообразно использовать консервативный прогноз для формирования бюджета-2017. «При формировании бюджета (нас. – «НГ») не должно обманывать некоторое улучшение ситуации на нефтяном рынке», – подчеркнул он.
Напомним, проект бюджета на новый трехлетний цикл будет составляться на базе обновленного прогноза Минэкономразвития (МЭР) до 2019 года. Он предполагает рост ВВП в будущем году на 0,8% против спада в 2016 году на 0,2%. При этом в 2018 году экономика может вырасти уже на 1,8%, в 2019 году – на 2,2%. Такая динамика ожидается при среднегодовой цене на нефть в 40 долл. за баррель.
Также МЭР ожидает замедление инфляции с 6,5% в текущем году до 4,9%, 4,5% и 4% в 2017–2019 годах соответственно. Помимо прочего, у Минфина в планах к 2019 году снизить бюджетный дефицит до 1 процентного пункта (п.п.). «Это 3%, 2%, 1% дефицита бюджета по последующим годам. Это позволит сохранить надежность и устойчивость бюджета», – сообщил в начале июня глава Минфина Антон Силуанов.
Однако оценки и прогнозы правительства по бюджету на предстоящие три года сейчас выглядят довольно удивительно. Например, на 2016 год дефицит бюджета утвержден на уровне 3% ВВП. Но текущий дефицит заметно превышает прогнозный показатель правительства. Так, дефицит федерального бюджета РФ за январь–май 2016 года составил 1,4 трлн руб., или 4,6% к объему ВВП (см. «НГ» от 15.06.16).
К тому же будущий бюджет всегда строится на основе существующего, а с ним-то как раз ясности и нет. Именно поэтому до сих пор чиновники не решили вопрос о дополнительной индексации пенсий в 2016 году. И отказались корректировать формально утвержденный бюджет-2016 (см. «НГ» от 22.04.16).
При принятии закона о бюджете на 2016 год власти решили повысить пенсии и социальные выплаты с 1 января лишь на 4%, а по итогам второго полугодия провести дополнительную индексацию, размер и сроки которой будут зависеть от состояния экономики. «Нужно проработать вопрос о второй индексации пенсии, принимать решение мы будем на основе результатов, которые экономика покажет за первое полугодие, в любом случае мы продолжим поддерживать людей, несмотря на сложности с бюджетом», – объяснял в начале февраля Дмитрий Медведев.
Чиновники социального блока правительства не раз подтверждали, что будут настаивать на росте пенсий по фактической инфляции, которая в 2015 году составила 12,9%. Так, в начале июня вице-премьер Ольга Голодец напомнила, что решение о второй индексации пенсий в РФ можно ожидать уже в июле. Пока же такого решения нет. При этом в финансовом блоке кабмина настаивают на отсутствии средств на это в российском бюджете. «На сегодняшний день в бюджете денег на это нет», – приводит ТАСС слова замминистра экономического развития Олега Фомичева.
И не имея решения по второй индексации в текущем году, в кабмине не исключают возможности повышения пенсий на уровень инфляции в следующем году. Однако источники такого повышения вызывают вопросы. Ведь доходы казны снижаются.
Как сообщают в Минфине, объем поступивших в январе–мае 2016 года доходов федерального бюджета составил 4,6 трлн руб., или 33,8% к общему объему доходов федерального бюджета. При этом Федеральной налоговой службой (ФНС) было перечислено в бюджет 2,6 трлн руб., а Федеральной таможенной службой (ФТС) – 1,5 трлн руб.
Напомним, что в прошлом году за тот же период доходы казны были значительно выше – около 5,3 трлн руб. Доходы от ФНС составили 2,9 трлн руб., а доходы от ФТС – 1,8 трлн руб. То есть по сравнению с прошлым годом общие доходы бюджета снизились на 13%, а с учетом инфляции доходы снизились на все 20%. Надеяться на рост доходов в 2017 году, конечно, можно. Но основание для подобной надежды выглядит сегодня слишком зыбким. В связи с этим и возникает неизбежный вопрос: смогут ли действительно власти провести индексацию пенсий на уровень инфляции хотя бы в 2017 году?
Кабинет министров ищет уникальную конфигурацию бюджета-2017. Фото с сайта www.government.ru |
Качество бюджетного планирования сегодня вызывает серьезные вопросы, говорят эксперты «НГ». «Сейчас даже по бюджету на год однозначное решение не может быть принято на протяжении почти трех кварталов, а количество и масштабы потребности трехлетней бюджетной программы в корректировках в случае внешних шоков представляются совсем уж угрожающими. И они делают процесс составления прогнозов на среднесрочный период во многом бессмысленным», – говорит ведущий аналитик Conomy Дмитрий Фомин.
«Качество трехлетнего бюджета вызывает сомнение не только в силу возросшей волатильности цены на нефть, курса рубля, действующих санкций, но и низкой эффективности исполнения уже заложенных в бюджете 2016 года государственных программ», – обращает внимание замгендиректора компании «ФинЭкспертиза-капитал» Эмилия Сибирева. Продолжающаяся дискуссия о направлениях развития страны на уровне правительства и неопределенность изменений пенсионного законодательства также не способствует фокусировке ресурсов и повышению эффективности экономики в условиях растущего дефицита госбюджета.
Учитывая фатальную зависимость российской экономики от цены на нефть, качественное трехлетнее планирование для бюджета сейчас просто нереально, замечает директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. «С учетом рыночных реалий трехлетний бюджет выглядит не более чем стратегией развития экономики, которую придется постоянно корректировать», – полагает зампредправления «Локо-банка» Андрей Люшин. Впрочем, говорит Коптелов, сценарное планирование на несколько лет необходимо хотя бы для того, чтобы получить прогнозы по бюджету в различных сценариях.
«Если строить бюджет исходя из консервативных прогнозов, о чем говорит премьер, то возможно построение бюджета на длительный срок, в частности, на три года», – полагает аналитик компании «Финам» Богдан Зварич. При этом эксперт не считает, что картина текущего года и неопределенность с бюджетом являются критическим препятствием к принятию бюджета на 2017–2019 годы. «Единственным существенным фактором может стать объем заимствований, который уже есть в планах на текущий год», – подчеркивает аналитик.
Скорее всего жесткий подход к планированию сохранится, считает главный экономист компании БКС Владимир Тихомиров. «Учитывая приближающиеся выборы, правительство оказалось в сложном положении. Мы ожидаем усиление попыток маневрирования в бюджетном процессе», – говорит эксперт. Однако реальный процесс начнется лишь после проведения осенних выборов. «Среди прочих инициатив возможно существенное сокращение ряда социальных программ и статей, включая продление моратория на автоматическую индексацию пенсий на уровень инфляции», – предполагает Тихомиров.