Глава Счетной палаты Татьяна Голикова раскритиковала предоставленную в 2015 году помощь банкам. Фото РИА Новости
Несмотря на подорожание нефти, российское правительство не может справиться с бюджетным кризисом и сократить дефицит до названных Владимиром Путиным 3% ВВП. В мае дыра в бюджете превышала 5% ВВП, сообщает Минфин. Сократить госрасходы помогает Счетная палата (СП), которая проводит сегодня фронтальные проверки всех ведомств и распорядителей бюджета. СП объявила о неэффективных госрасходах в Минсельхозе, Минстрое, Минвостокразвития и Минкавказе. Ранее после проверки СП президент Владимир Путин остановил финансирование особых экономических зон.
Дефицит федерального бюджета РФ за январь–май 2016 года составил 1,4 трлн руб., или 4,6% к объему ВВП, сообщил вчера Минфин. В мае, по предварительным данным, дефицит бюджета РФ составил 5,5% ВВП после дефицита в апреле в 7,3% ВВП. Между тем президент Владимир Путин требует, чтобы бюджетный дефицит не превышал 3% ВВП. Для сокращения дефицита правительству приходится повышать налоги и сокращать расходы – в том числе и по тем направлениям, которые Счетная палата назвала неэффективными.
Минсельхоз в 2015 году обеспечил выполнение только 55% показателей госпрограммы по развитию сельского хозяйства, сообщают в СП. «Анализ выполнения госпрограммы... показал, что из 131 программного показателя было выполнено только 72, из 166 контрольных событий выполнено 150», – отмечают в СП.
«Проверка показала, что Минсельхоз не обеспечил достаточный контроль за соблюдением регионами условий соглашений о предоставлении субсидий. В результате отдельными регионами не достигнуты показатели результативности использования субсидий, а также допущены нарушения обязательств по финансированию», – отмечается в сообщении СП. Так, по субсидии на поддержку элитного семеноводства показатель результативности не достигнут в 21 из 79 регионов, по субсидии на поддержку племенного животноводства – в 24 регионах из 81. В результате отдельные регионы либо не осуществляли софинансирование вообще, либо осуществляли в размерах, не соответствующих условиям соглашений. «И такая ситуация складывается по 33 видам господдержки», – подчеркивают в Счетной палате.
Стоит отметить, что критике со стороны Счетной палаты подвергся не только Минсельхоз. Вчера ведомством были обнародованы данные о проверке Минвостокразвития, где объем финансовых нарушений за 2015 год составил 455 млн руб. А кассовые расходы в течение финансового года осуществлялись министерством крайне неравномерно и в четвертом квартале 2015 года составили почти 90% объема за год.
Претензия СП по неравномерному распределению в течение года бюджетных расходов не единственная в своем роде. Ранее аналогичный вывод аудиторов СП касался результатов проверки исполнения федерального бюджета Министерством по делам Северного Кавказа. «Проверка показала, что кассовые расходы в течение финансового года осуществлялись неравномерно: 65,8% годового объема расходов пришлось на четвертый квартал 2015 года», – утверждали в СП.
Министерство по делам Северного Кавказа (Минкавказ) как ответственный исполнитель по госпрограмме «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» в 2015 году не обеспечило эффективность ее реализации, сообщает СП. «При кассовом исполнении расходов 99,8% плановые значения достигнуты по 53,2% показателей», – сообщают в ведомстве.
Весьма серьезными были и недавние претензии Счетной палаты к Минстрою. Согласно выводам СП об исполнении министерством Михаила Меня федерального бюджета в 2015 году, «результаты проверки свидетельствуют о низком уровне исполнения Минстроем России полномочий главного администратора и распорядителя бюджетных средств». При этом общая сумма финансовых нарушений, выявленных в ходе проверки, по данным СП, составила 3,1 млрд руб., из которых 1,8 млрд руб. – это нарушения при исполнении бюджета, 555,3 млн руб. – нарушения при ведении бухгалтерского учета и 731,4 млн руб. – нарушения при осуществлении госзакупок.
По ряду федеральных целевых программ, реализуемых Минстроем в прошлом году, не было выполнено большинство запланированных показателей и индикаторов. «Так, из семи целевых индикаторов и показателей по ФЦП «Жилище» исполнены только два, по ФЦП «Юг России» – два из пяти запланированных показателей», – говорится в отчете аудиторов. В СП низкое достижение министерством целевых индикаторов связывают с «поздним доведением Минстроем РФ средств федерального бюджета».
В Счетной палате обнаружили, что в ведомстве Александра Ткачева не обеспечили должный контроль за предоставлением субсидий. Фото с сайта www.mcx.ru |
Помимо этого ведомством Михаила Меня в 2015 году не был обеспечен надлежащий контроль за соблюдением принятых регионами обязательств по софинансированию мероприятий ФЦП. «Так, в рамках ФЦП по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в полном объеме принятые обязательства были исполнены только 3 из 13 регионов», – отмечают в СП.
Низкая эффективность отмечается и по выполнению мероприятий госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». В частности, из 49 значений основных показателей (индикаторов), определенных госпрограммой на 2015 году, исполнены только 12 показателей (24,5%), не выполнено 22 показателя (44,9%), отсутствуют значения по 3 показателям, по 12 показателям значения не устанавливались. «При этом кассовое исполнение расходов по госпрограмме в 2015 году составило 99,1% бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью», – подчеркивают в ведомстве Татьяны Голиковой.
Вчера же, выступая в Госдуме, глава СП раскритиковала меры по стабилизации банковской системы в 2015 году.
Неутешительные выводы СП о работе ряда министерств вполне могут иметь серьезные последствия. Напомним, что еще в начале апреля аудиторы обнародовали данные о низкой эффективности действующих в стране особых экономических зон (ОЭЗ). За 10 лет существования ОЭЗ так и не стали действенным инструментом экономики, при этом объем выручки резидентов таких зон составляет всего 0,2% от объема валового регионального продукта тех субъектов РФ, где они базируются, подчеркивали в СП (см. «НГ» от 05.04.16).
Спустя два месяца выводы Счетной палаты подтвердили и в Кремле. «Действительно, институт крайне неэффективный оказался, по крайней мере он неэффективно себя проявил в нашей стране. Очень дорого, с очень малой отдачей, с нулевым КПД», – ответил на прошлой неделе пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на вопрос журналистов о том, действительно ли Владимир Путин дал поручение о прекращении создания новых ОЭЗ и прекращении работы уже существующих.
Как ранее писали федеральные СМИ, по итогам оценки эффективности существования в России особых экономических зон президент РФ Владимир Путин поручил закрыть 10 из них и приостановить создание новых ОЭЗ. Позднее источник в органах власти одного из сибирских регионов пояснял Интерфаксу, что сокращение коснется лишь тех зон, где не начиналось строительство, и тех, кого отказались брать на баланс регионы.
Эксперты «НГ» не исключают, что сегодняшние отчеты СП о деятельности министерств могут стать формальным поводом к отказу от неэффективных программ и даже к кадровым перестановкам. «Учитывая существующие сложности с наполнением бюджета, вполне вероятно, что по результатам последних проверок будет резко снижено финансирование программ, при исполнении которых были найдены серьезные нарушения. Программы же, признанные СП неэффективными, могут быть закрыты в ближайшее время по аналогии с ОЭЗ», – полагает директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. К тому же, рассуждает эксперт, результаты проверки СП являются отличным формальным поводом для изменения организационного состава министерств, курирующих данные программы. «Проверки СП сейчас приобретают большее значение, в условиях экономического спада власти следят за расходованием средств», – считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. В результате, полагает эксперт, роль и вес СП будут возрастать. «История с ОЭЗ это подтверждает», – уверен он.
«Проверки министерств по масштабности нарушений не выглядят такими же провокационными, как в случае с ОЭЗ, а скорее носят системный характер», – спорит аналитик компании «Алор брокер» Кирилл Яковенко. Последствия могут ждать чиновников из Минвостокразвития. Вопросы возникнут и к работе тех чиновников, которые устраивают бюджетный аврал в последние дни и недели финансового года.