Эмир Кувейта Сабах Аль-Ахмед Ас-Сабах и президент РФ Владимир Путин обсудили вчера взаимовыгодное сотрудничество. Фото РИА Новости/Reuters
Поддержав официальные власти Сирии, Россия невольно заняла сторону шиитов в традиционном суннитско-шиитском противостоянии. В таких условиях Москва заинтересована в контактах с суннитскими режимами Персидского залива, в том числе с Кувейтом. Вчера в Россию впервые за постсоветский период прибыл эмир Кувейта. Главные направления сотрудничества – транспортная инфраструктура, экспорт вооружений, нефтегазовые соглашения.
С 9 по 11 ноября по приглашению президента Владимира Путина в России находится эмир Кувейта Сабах Аль-Ахмед Ас-Сабах. Вчера в Сочи состоялись переговоры глав двух государств. Как пояснил во время встречи с эмиром Путин, «ситуация в регионе (на Ближнем Востоке. – «НГ») непростая, если не сказать – сложная». И Москва, по словам президента, рада возможности обсудить двусторонние отношения с Кувейтом.
Накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил, что это первый в истории постсоветского периода визит кувейтского эмира в РФ. Ключевым аспектом российско-кувейтского сотрудничества Песков назвал «наращивание двусторонней кооперации в торгово-экономической сфере».
Более подробно о точках соприкосновения вчера рассказали некоторые российские министры. Министр транспорта Максим Соколов сообщил о надеждах, что возможности крупнейших российских транспортных компаний «могут быть задействованы в развитии и реализации проектов инфраструктуры железнодорожного сообщения Кувейта» и что при этом кувейтские инвесторы тоже вложат капитал в транспортные проекты внутри России.
Вчера с кувейтской стороной подписали различные меморандумы о намерениях «Рособоронэкспорт», Минтранс, «Газпром». Кстати, ранее представители стран уже обсуждали расширение сотрудничества по проектам поставок в Кувейт сжиженного природного газа.
В повестке дня теоретически мог быть и нефтяной вопрос, правда, об этом пока не сообщалось. Кувейт входит в Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), и с ним есть что обсуждать. Так, в сентябре этого года министр нефти Кувейта Али Салех Аль-Омар заявил, что ОПЕК не хочет брать на себя ответственность за любые решения по урегулированию цен на нефть, что к этому должны приложить усилия в том числе страны, не входящие в ОПЕК.
Наконец, Россия рассматривает Кувейт как одного из важных партнеров в сфере военно-технического сотрудничества, сообщил вчера Интерфакс со ссылкой на источник в одной из структур, связанных с экспортом вооружений. По его уточнению, в последнее десятилетие такое сотрудничество не отличалось высоким динамизмом. Но есть надежды, что с этого года оно возобновится в новом формате. По данным источника, кувейтские военные проявили интерес к закупке российских танков, систем противовоздушной обороны, истребителей, боевых и военно-транспортных вертолетов. Речь идет также о заинтересованности в совместных разработках.
Наблюдатели подчеркивают: Кувейт – это для России еще и политический партнер. Ведущий эксперт по проблемам Ближнего Востока Мамун Фэнди пояснял журналистам, что «Кувейт поддерживает стабилизирующую роль России на Ближнем Востоке»: «В Кувейте рассматривают президента Сирии Башара Асада в качестве переходной фигуры, и только сирийский народ вправе решать его судьбу. В этом понимании позиции РФ и Кувейта сходны».
Это подтвердил вчера и глава МИД Кувейта Сабах Аль-Халед Ас-Сабах: «Мы рассчитываем на роль России в том, что касается создания полной картины того, как искать мирное решение и как восстанавливать страну (Сирию. – «НГ») после долгих лет разрушения». По его словам, в регионе «много противоборствующих сторон, но при этом нам необходимо продолжать искать мирное решение, так как у него нет альтернативы».
Из-за сирийской операции Россия оказалась в щекотливом положении. «Мы в Сирии ни в коем случае не хотим ввязываться в какие бы то ни было межрелигиозные конфликты», – заявил в начале октября Владимир Путин. Но на самом деле Россия невольно заняла одну из сторон в противостоянии суннитов и шиитов, поддержав последних в лице сирийских и иранских лидеров.
«Мы не собираемся сколачивать какие-либо блоки, втягиваться в обмен ударами», – говорил Владимир Путин на заседании дискуссионного клуба «Валдай» в конце октября. По факту же страна оказалась втянутой именно в обмен ударами в рамках сирийской операции. Путин подчеркивал: «У нас интеграционная, позитивная, мирная повестка дня, эта повестка направлена на развитие связей между государствами, а не на разъединение». Так что теперь Москва вынуждена искать союзников и среди разных противоборствующих сил, убеждая их в экономической и политической целесообразности партнерства.
Например, одновременно с визитом в страну кувейтской делегации развивались события вокруг российско-иранского сотрудничества. Замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Богинский сообщил вчера, что в декабре Россия обсудит с Ираном возможность совместного производства пассажирского самолета Ту-204.
Ранее, в конце сентября, российские информагентства уже сообщали о сенсационном авиационно-космическом контракте с Ираном на 21 млрд долл. (см. «НГ» от 28.09.15). Затем, правда, сообщения о столь масштабном контракте не получили официального подтверждения.