Замороженные цены на продукты вряд ли помогут россиянам сэкономить. Фото Reuters
Региональные торговые сети охотно присоединяются к кампании двухмесячной заморозки цен на некоторые продукты питания. Участие в этой пиар-акции практически не накладывает обязательств на продавцов – они самостоятельно выбирают те виды товаров, на которые они могут обещать не повышать цены до мая 2015 года. Не случайно в список замороженных попадают далеко не самые дешевые товары, цены на которые предварительно были подняты на уровень значительно выше минимального или значительно выше средних за прошлый год.
Крупнейшие торговые сети Новосибирска вчера объявили о заморозке цен на ряд социально значимых продуктов. В перечень вошли мясо, овощи, крупы и хлеб. В большинстве случаев - это самые дешевые продукты, передает интернет-портал «Новосибирские новости».
Днем ранее правительство Хабаровского края и руководители предприятий торговли также подписали соглашение о замораживании на два месяца цен на социально значимые продукты питания. «Соглашение подписали местные производители хлеба и хлебобулочных изделий, мясной и молочной продукции, крупные и мелкие торговые сети. Перечень товаров определили сами предприятия, в частности это несколько сортов хлеба, мука, масло подсолнечное и сливочное, яйца, полуфабрикаты», – сообщает РИА Новости со ссылкой на правительство Хабаровского края.
Решение о заморозке цен утвердили и в Омской области. Предполагается, что омские гипермаркеты остановят рост цен на хлеб, муку, молоко, крупы, макароны и рыбу. При этом, передает Омское областное телевидение, омские производители пообещали снизить отпускные цены, а ретейлеры, в свою очередь, – уменьшить наценку. Теперь она составит не 30%, а 10%.
Тем самым ретейлеры в регионах приняли эстафету от своих федеральных коллег. Как известно, на прошлой неделе члены Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) объявили о совместном решении по заморозке цен на ряд социально значимых товаров первой необходимости сроком на два месяца. Инициативу АКОРТ сразу поддержали более десятка крупных торговых сетей. Условия заморозки весьма комфортны для торговых предприятий: они сами выбирают, что именно им удобно заморозить. И даже официально утвержденный правительством перечень социально значимых продовольственных товаров сети лишь «принимают за основу».
На сегодня в индивидуальные списки замороженных товаров входят некоторые виды мяса, рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, черный чай, пшеничная мука, ржаной и ржано-пшеничный хлеб, гречка, картофель, морковь, белокочанная капуста и другие продукты. Причем речь идет о конкретных видах продукции, с далеко не самыми низкими ценами. Так, одна из компаний объявила замороженным молоко по цене выше 50 руб. за литр. В то же время в столичных магазинах можно купить молоко и дешевле. И даже в магазинах доставки еды на дом молоко от нескольких производителей предлагается дешевле, чем не самое бюджетное социально значимое молоко в конкретной торговой сети. Напомним, что в среднем по стране молоко в рознице стоило, по данным Росстата, около 44 руб. за литр. Выходит, что сети и производители сначала задрали цены, а потом объявили их замороженными – скорее всего на максимуме, пусть и на локальном.
О том, что цены на многие товары были объявлены замороженными на максимуме, говорят данные Минсельхоза. В понедельник в ведомстве сообщили, что за минувшую неделю оптовая цена на сахар-песок снизилась на 1,2%. Вниз пошли и розничные цены, которые снизились за неделю на 0,1%.
Правда, в корпоративном списке замороженных товаров есть исключения – например, конкретный вид растительного масла, которое стоит около 60 руб. за литровую бутылку, что даже ниже средних цен прошлого года.
Не секрет, что резкий рост цен на продовольствие привлек к ретейлерам внимание со стороны контролирующих и правоохранительных органов. Все чаще звучат призывы к госрегулированию цен и наценок, а прокуратура начала проверки магазинов. Например, прокуратура Москвы в конце января объявила, что обнаружила завышение цен в два раза и более во многих крупных торговых сетях. Прокуратура Иркутской области провела с начала февраля около 40 проверок оптовых и оптово-розничных организаций региона и выявила прямые нарушения ценообразования. В результате средняя надбавка на продукты в области составила 15–40%, а в ряде районов до 70%. При этом наценки на яблоки и гречку превышают 100%, передает интернет-портал IrkutskMedia.
И в этом смысле одной из причин заморозки может быть попытка снизить административное давление на торговые предприятия. А примеры контролирующего вмешательства в торговый бизнес можно обнаружить почти повсеместно. Так, в конце января управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Санкт-Петербургу возбудило в отношении сети гипермаркетов «Лента» дело о нарушении Закона «О торговле». По данным ФАС, торговые предприятия вынуждала поставщиков заключать дополнительные договоры о продвижении их товаров, что сказалось и на розничных ценах. «В настоящее время санкт-петербургское УФАС обладает данными о том, что ООО «Лента» принуждало поставщиков кроме обычных договоров поставки товаров заключать договоры оказания услуг, направленные на продвижение этих товаров», – сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу антимонопольного ведомства. По данным ФАС, за оказание торговой сетью маркетинговых, рекламных и иных услуг по продвижению товара договор обязывал поставщиков выплачивать бонусы. УФАС полагает, что именно упомянутые бонусы могли оказать существенное влияние на формирование оптовых, а затем и розничных цен на социально значимые продукты питания.
Да и простые покупатели замечают, что цены на многие товары, не вошедшие в группу социально значимых, поднялись более чем в два раза, то есть значительно сильнее, чем можно было ожидать в связи с девальвацией рубля.
«Думаю, что инициатива торговых предприятий с заморозкой призвана ослабить давление на них со стороны государства», – предполагает гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родинов.
Похоже, что мы видим компромисс между сетями и властями, считает зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин. «Сети сдерживают цены, а власти ослабляют свои проверки, а также останавливают попытки внесения изменений в Закон «О торговле», – считает эксперт.
«Не думаю, что это замораживание окажет существенное влияние на инфляцию. Во-первых, нынешний уровень цен, подлежащий заморозке, и так достаточно высок. Во-вторых, перечень замораживаемых товаров весьма ограничен. В-третьих, два месяца – не столь большой срок, чтобы повлиять на макроэкономические показатели. В-четвертых, ничто не мешает поднимать цены на остальные товары», – добавляет Гладких-Родинов. Мы еще можем увидеть опережающий рост цен на товары, не попавшие в списки социально значимых, предполагает руководитель аналитического департамента AForex Артем Деев. Похоже, что цены были заморожены на их пике, и торговля может комфортно существовать в таком режиме еще какое-то время, рассуждает Люшин. Заморозка цен может быть временной мерой для стабилизации внутреннего рынка, считает руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский. «Однако, если положение в стране не изменится, отмена заморозки приведет к скачку цен. И уровень такого скачка может быть сопоставимым по масштабу с январскими повышениями», – считает аналитик.