Россияне все чаще идут в сетевой общепит. Фото Reuters
Волна отказов от казенных банкетов катится по России. Вслед за губернатором Санкт-Петербурга об отмене новогодних приемов объявили еще около десятка областных администраций. Да и простые граждане все больше экономят на кафе и ресторанах. В связи с этим рестораторы могут потерять до трети своих новогодних доходов, что станет очень чувствительным ударом по их бизнесу. А значит, предполагают эксперты рынка, вполне можно ждать даже закрытия некоторых предприятий общепита – особенно в средних и малых городах.
Ряд региональных правительств сообщает о своем решении сэкономить бюджетные средства отказавшись от проведения новогодних мероприятий. Например, в Ивановской области решено отказаться от проведения новогодних губернаторских приемов. «По распоряжению губернатора в этом году в области не станут проводить новогодние приемы общественности от имени главы региона за счет бюджетных средств. Руководителям муниципальных образований рекомендовано принять аналогичные меры», – пишет вчера «Ивановская газета». Однако, напоминает издание, благотворительный губернаторский бал пока что отменять не планируется, так как он полностью финансируется из внебюджетных источников.
К слову, ранее губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко также заявил об отмене традиционного новогоднего приема, обычно проходящего в конце декабря. Как пояснял тогда его пресс-секретарь Андрей Кибитов Полтавченко принял такое решение «в целях экономии бюджетных средств». При этом стоимость декабрьского приема оценивалась в 3 млн руб.
Отказалась от мысли о новогоднем корпоративе и другая коллега Полтавченко – мурманский губернатор Марина Ковтун. «Нам нечего отменять, мы не планировали проведение новогоднего приема», – сообщает портал FlashNord со ссылкой на пресс-службу регионального правительства.
Чиновники же администрации Волгоградской области и подведомственных госучреждений новогодние праздники смогут проводить только за счет собственных средств. «Не дай Бог, если кто бюджетные деньги или деньги учреждений, которые находятся под вашим ведомством, использует на корпоративы. … Надо как в старое советское время – скинулись, посидели, отметили. Это все допускается, но вне стен администрации и административных зданий», – передает агентство «Высота 102» слова губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова.
На сэкономленные же за счет корпоративного праздника средства в Одинцовском районе Московской области теперь планируют провести две новогодние елки для детей. К слову, в СМИ также сообщают об отказе от приемов в Петрозаводске, Северной Осетии, Астраханской области и в Крыму.
К экономии на новогодних праздниках в среду призвал и премьер-министр Дмитрий Медведев в своем ежегодном интервью пяти телеканалам. «Любые корпоративы возможны только за собственный счет. И если говорить о корпоративах, которые проходят в органах власти – должно быть железное правило: никаких бюджетных средств. Но если люди сами хотят встретиться, выпить по бокалу шампанского, что-то съесть, это очень легко можно сделать. Мы, скорее всего, с членами Правительства скинемся и пойдем в ресторан», – сообщает глава кабмина.
Однако, пока что на призыв главы правительства откликнулись далеко не все. Так, например, ранее Пермская городская дума объявила конкурс на оказание услуг по проведению официального новогоднего приема главы города Пермь, согласно которому гостями приема должны стать горожане, достигшие высоких результатов в деятельности на благо города. «Все варианты должны предусматривать выступления не менее чем восьми творческих коллективов различных жанров. Исполнитель обязан обеспечить все техническое сопровождение торжественного приема. Продолжительность приема составит 1,5 часа. Максимальная цена контракта составляет 480 тыс руб», – сообщает пермский портал «НеСекретно».
Чиновники же из администрации главы и правительства Коми планируют отметить Новый год на более значительную сумму – в 2,5 млн руб. Как сообщает портал ProGorod11. ru, соответствующий запрос появился на сайте госзакупок. «Празднование предусматривают три банкета на 300 человек с середины декабря до начала января, каждое из которых содержит семичасовую развлекательную программу с заранее подготовленным сценарием и приглашенными артистами. Однако в намеченные 2,5 миллиона не входят меню и цена приглашенных гостей», – сообщают СМИ.
Не только государственный, но и корпоративный сектор за последний год заметно снизил спрос на проведение новогодних банкетов. Так, согласно данным портала Superjob, новогодний корпоратив в этом году запланировали две трети российских компаний, а в каждой пятой решение пока еще не принято. При этом по сравнению с прошлым годом размах праздника несколько уменьшился. «Из 2 тыс опрошенных менеджеров по персоналу и других представителей кадровых служб отечественных компаний 65% респондентов подтвердили, что корпоратив у них уже запланирован. Причем 41% организаций проведет коллективный праздник в ресторане, в 14% его решили отмечать прямо в офисе. Сотрудники и руководство 4% компаний отправятся за город, а еще 6% – выбрали другой вариант празднования Нового года», – сообщает Superjob.
Но по сравнению с прошлыми годами количество празднующих сократилось. Раньше новогодние праздники отмечали всем коллективом три четверти фирм (в 2012 году – 75%, в 2013-78%), сейчас же эта цифра скромнее – лишь 65%. И если в 2012-2013 годах новогоднюю вечеринку в ресторане проводило более 50% компаний, то в этом году чуть более 40%.
Также возросло и количество организаций, еще не принявших решение относительно праздника. Если в прошлом году таковых было было около 15%, то теперь – уже более 20%. К тому же, отмечают в Superjob, в два раза возросло количество тех, кто отказался от праздника в связи со сложной экономической ситуацией: в 2013 году таких было лишь 3%, а сегодня – уже 6%.
При этом лишь треть (34%) компаний, из тех кто планирует короратив, выделили на них такой же бюджет, как и в прошлом году. В то время как 15% работодателей, наоборот, срезали свои траты на новогоднюю вечеринку. Четверть (25%) опрошенных затруднились дать ответ о бюджете мероприятия. «В целом затраты стали явно скромнее. В 2012 году о том, что бюджет корпоратива пересмотрен в сторону увеличения, говорили представители трети (35%) российских компаний, в 2013 гоу – около 31%. Сейчас подобную щедрость проявляет лишь четверть (26%) работодателей. При этом год от года все больше компаний снижают расходы на коллективный праздник. В 2012 году так поступали 8%, в 2013 году -13%, а сейчас – уже 15%», – резюмируют в Superjob.
Действительно, соглашается президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров, сейчас очень многие компании начинают отказываться как от проведения новогодних корпоративов так и от празднования Нового года в ресторане. «Не стоит думать, что раз люди не поехали в праздники за границу, то теперь они обязательно пойду на Новый год в ресторан. Это совсем нет так», – поясняет Бухаров.
В итоге, прогнозирует Бухаров, сектор общепита не обеспечит себя той новогодней «подушкой безопасности», которая позволяла заведениям без проблем существовать практически до середины февраля. «Заметный отток посетителей произошел еще в июне, когда вступил в силу запрет на курение в общественных местах – тогда товарооборот ресторанов снизился в среднем на 25% по сравнению с июнем прошлого года», – напоминает Бухаров.
Заведения общественного питания в нынешних реалиях оказались сразу под двойным ударом, подтверждает замгендиректора консалтинговой компании Heads Никита Куликов. «Не успели владельцы многих заведений оправиться от табачных запретов, как из-за девальвации выросли рублевые закупочные цены на продукты, и как результат, увеличилась себестоимость блюд и сокоратилась прибыль. При этом попытки повышения отпускных цен негативно сказывается на посещаемости и может окончательно подорвать этот бизнес», – предполагает эксперт.
К концу января – началу февраля с проблемами столкнуться до 30% ресторанов – предполагает Бухаров.
При падении покупательной способности люди в первую очередь снижают расходы «на удовольствия», в том числе и на посещения ресторанов и кафе, напоминает директор по стратегическому развитию АКГ Градиент Альфа Светлана Тищенко. Негативная тенденция в сегменте общепита уже стала явно заметной, соглашается президент холдинга Bulldozer Group Александр Орлов. «Мы видим снижение спроса на корпоративные мероприятия и в целом на новогодний заказ примерно на 50%. Изменилась и клиентура. Люди из премиальных ресторанов стали ходить в более демократичные, а из демократичных – в простые сетевые», – замечает он.
В среднем по стране рестораны уже не добирают около 20% от выручки прошлого года, говорит руководитель направления «тренинг и консалтинг» Hurma Management Group Георгий Карпенко. Тем не менее, он уверен в том, что декабрь все еще может принести сектору определенный доход. «Люди привыкли праздновать Новый год, и для многих это второй праздник после дня рождения», – напоминает он. Однако, сообщает он, в 2015 год многие рестораторы смотрят с большим опасением. «Цены на алкогольную продукцию повысятся со следующего года примерно на 30%, в том числе из-за роста курса. Одновременно есть прогнозы сокращения оборота на 20%, что для многих будет означать работу в минус. В таких условиях можно ждать закрытия убыточных заведений», – прогнозирует Карпенко.
С ним соглашается и директор компании «Кейтеринг-Сервис» Эрнест Лепский. По его словам нынешний кризис может иметь отложенный эффект для ресторанов выездного обслуживания. «В будущем году падение доходов может достигнуть 30%. Во многих компаниях бюджет на корпоратив был запланирован еще до кризиса, так что несмотря на все сложности праздник состоится. А вот в следующем году подобные статьи расходов явно будут урезать», – уверен он. При этом, добавляет Лепский, больше других в сегменте событийного кейтеринга пострадали компании, специализирующиеся на обслуживании банковской сферы – для них падение заказов достигает 60%.
Однако, напоминает Карпенко, любой кризис это в первую очередь возможность пересмотреть свои взгляды на бизнес. «Многие в период рецессии откроют для себя новые направления, для того чтобы выжить. Например, кризис 1998 года стал таким катализатором и серьезно разнообразил российский общепит, состоявший тогда только из очень дорогих ресторанов, пабов в ирландском стиле, и ресторанов-столовых со стандартным набором блюд», – предполагает директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин.