Покупатель высокотехнологичной продукции часто отдает предпочтение иностранным онлайн-магазинам. Фото Арины Салевич
Россияне, покупая товары за рубежом, выведут из страны в 2013 году 1,7 трлн. руб. Причем примерно половина этих средств будет израсходована не во время заграничных поездок, а дома – с помощью иностранных онлайн-магазинов, которые обеспечивают доступ к дефицитным у нас товарам и услугам. К такому выводу пришли в своем исследовании аналитики Ситибанка. В России существует огромный неудовлетворенный спрос на качественные одежду и обувь, технику, образовательные и медицинские программы. Отечественным производителям сложно выдержать такую конкуренцию с иностранцами.Специалисты Ситибанка изучили статистику операций, совершенных россиянами с банковскими картами с 2007 года по июнь 2013-го, что позволило выявить основные тенденции рынка.
В 2013 году исследование охватило не менее 500 тыс. клиентов. Выборка включала мужчин и женщин от 22 лет с ежемесячным доходом не менее 9 тыс. руб., проживающих в 11 крупнейших городах РФ.
«Примерно 24% всех средств, которые тратятся в течение года при помощи кредитных карт, остаются в зарубежных магазинах. Представители российского среднего класса продолжат увеличивать свои расходы за границей и потратят в общей сложности 1,7 трлн. руб., из которых примерно 500 млрд. будут потрачены посредством российских туристических агентств. Это на 13% больше, чем в прошлом году», – говорится в исследовании. И самое главное – чтобы купить за границей товар, гражданину вовсе не обязательно туда ехать. «Как выяснилось, более половины зарубежных покупок будет оплачено в Интернете, при этом доля таких покупок продолжит расти», – отмечают авторы исследования.
«Крупнейшая статья расходов за рубежом – гостиницы, которые еще в прошлом году на две трети оплачивались картой на месте, а в этом году уже на две трети бронируются и оплачиваются заранее через Интернет», – комментирует ситуацию глава бизнеса кредитных карт Citi в России Юрий Топунов. Также в списке самых покупаемых через иностранные сайты товаров и услуг – одежда и обувь, авиабилеты. Иногда россияне, готовясь к заграничной поездке, заранее оплачивают через Интернет прокат автомобиля.
Если говорить о наиболее популярных для покупок странах, то в США россияне покупают практически все, в Италии и Франции традиционно ищут одежду и обувь, в Швейцарии – часы, в странах Ближнего Востока – ювелирные изделия, в Австрии и Финляндии – спортивные товары. С точки зрения услуг привлекательны Великобритания (за счет своих образовательных программ) и Израиль – благодаря качественной медицине.
Между тем исследователи указывают, что сейчас крупнейшие иностранные интернет-магазины все активнее открывают свои версии в России, цены устанавливают в рублях, поэтому и расчеты осуществляются уже внутри страны. Однако факт остается фактом: в России существует огромный неудовлетворенный спрос на товары и услуги, и онлайн-торговля становится еще одним каналом для оттока денег из экономики.
Эксперты и представители рынка подтверждают прогнозы банкиров. Гендиректор ChronoPay Алексей Ковыршин согласился с тезисом, что траты россиян в заграничных онлайн-магазинах увеличиваются. Причина такого интереса – выгодность покупки. «Сейчас физлица могут получать товары из иностранных магазинов на сумму до одной тысячи евро в месяц без пошлины», – обращает внимание Ковыршин.
«Россия в ближайшие несколько лет будет только наращивать импорт заграничных товаров для личного пользования. Сектор индивидуальных отправок и посылок, главным образом с заказом товаров в Интернете, растет бурно, и рост продолжится», – указывает гендиректор «Совтрансавтоэкспедиции» Леонид Шляпников. Хотя не все так радужно. Среди факторов, сдерживающих этот рост, – недостаточно развитая и гибкая транспортная инфраструктура, административные препоны, пробелы в законодательстве.
Коммерческий директор DPD в России Леонид Зондберг добавляет, что иностранные игроки тоже присматриваются к российскому потребителю, делая свои сайты все доступнее для россиян, преодолевая языковой барьер. «Безусловным лидером среди товаров, покупаемых россиянами через Интернет за границей, является одежда – женская, мужская, детская, спортивная. А также обувь и аксессуары. Второе место занимают разнообразные гаджеты. Они намного раньше появляются за рубежом, чем в России. Для потребителя высокотехнологичных товаров эффект новинки играет ключевую роль. На третьем месте находятся автозапчасти, причем в основном это товары из Китая», – говорит Зондберг. Также в список покупок, по мнению экспертов, попадают программное обеспечение, фурнитура для мебели и сама мебель.
Председатель совета директоров компании «Градиент Альфа» Павел Гагарин связывает популярность онлайн-покупок с общим ростом благосостояния населения, продолжающейся интернетизацией страны, распространением пластиковых карт. Также, по его словам, «трендом является открытие российских версий зарубежных интернет-магазинов с рублевыми платежами».
Зондберг полагает, что скорректировать денежные потоки может введение лимита на сумму покупки, необлагаемого пошлиной: «В Европе, например, такой лимит составляет 30–40 евро. Запретные меры не всегда хорошо воспринимаются обществом, но для страны в целом это будет полезным». Такая мера вынудит зарубежных онлайн-ритейлеров открывать свои представительства в России, платить налоги, создавать новые рабочие места.
Правда, заметим, это не значит, что россияне начнут покупать именно отечественные товары. В приоритете все так же будет иностранная продукция, особенно по тем категориям, которые в России в дефиците. «Местные производители, к сожалению, не могут конкурировать с более качественными товарами из-за границы», – отмечает замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова. И власти вряд ли смогут что-то этому противопоставить. Потому что даже господдержкой отдельных отраслей не получится поменять приоритеты потребителей. «Властям остается только смириться, – считает начальник отдела управления инвестициями компании «Солид» Михаил Королюк. – Ведь в любом случае расходы на такие товары и услуги, как номера в зарубежных отелях, авиабилеты, иностранное программное обеспечение и т.д., были бы осуществлены». Речь идет только о большем или меньшем удобстве при осуществлении платежей, о наличии или отсутствии препон.