Местные жители пешком ходят из Эстонии в Россию и обратно. Фото автора
По обе стороны границы России с Эстонией обсуждают новость, появившуюся в СМИ двух стран: губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил о возможном строительстве новой платной автотрассы между эстонской Нарвой и городом Гатчина в Ленинградской области. Информация прозвучала впервые во время Петербургского экономического форума, где Дрозденко встречался с министром экономики и коммуникаций Эстонии Юханом Партсом.Ориентировочная стоимость проекта – 40 млрд. руб., из которых 6 млрд. будет потрачено на реконструкцию моста Дружбы через реку Нарову, по которой проходит граница, на одном берегу Нарва, на другом – российский Ивангород. У трассы будут съезды на Киевское и Московское шоссе.
Сейчас дорога в Эстонию из Петербурга – это Таллинское шоссе, находящееся не в самом хорошем состоянии. На погранпереходе уже давно не справляются с потоком машин, очередь на границе длится часами. Многие оставляют автомобили на российской стороне в Ивангороде и переходят границу пешком вместе с местными жителями, которые снуют туда-сюда: в России дешевле табак, водка, бензин и некоторые продукты, в Эстонии затариваются стоковой одеждой и товарами, которые по ряду позиций выгоднее покупать там, особенно с учетом tax-free (система возврата суммы налога на добавленную стоимость при пересечении границы). С обеих сторон запрещен ввоз мясных и молочных продуктов, однако в реальности для семейных нужд их проносят все. Петербуржцы же, перейдя границу, пересаживаются в местные автобусы и продолжают путешествие в Таллин или Тарту. Ходят туда и автобусы непосредственно из Питера. Они меньше стоят на границе, чем легковушки или фуры, но все равно дорога оставляет желать лучшего. Иногда сам выезд из Петербурга и пробки в его пригородах занимают больше времени, чем остальной путь до Нарвы.
Что касается самой Нарвы, положение этого города с русским населением по большей части в силу транзитности одновременно и выгодно, и не очень завидно. С одной стороны, туристы и дальнобойщики оставляют деньги в кафе, магазинах и отелях. С другой – инфраструктура не выдерживает перегрузок (то же можно сказать и об Ивангороде, где с инфраструктурой еще хуже). С третьей – все более популярны идеи туристического и культурного сотрудничества: кажется, сама судьба поставила на двух берегах реки две уникальные крепости. Нарвская башня «Длинный Герман» видна в России с Таллинского шоссе задолго до въезда на погранпереход, а с городского пляжа Нарвы можно вволю любоваться стенами Ивангородской крепости. Туристы, остановившись на день в Нарве, ходят в Ивангород – в крепость и музей (если позволяет мультивиза). А для гостей из Калининграда, отделенных чужими границами от остальной страны, мост через Нарову – удобнейший способ знакомиться не только с Ивангородом, но даже с Петербургом, до которого в сущности пара часов езды. Если нет очередей на границе.
«Если оба наших государства помогут избавиться от скоплений машин, разгрузить город, а новая дорога позволит жителям обеих стран передвигаться с комфортом – будет хорошо, – сказал «НГ» вице-мэр Нарвы Наталья Шибалова. — Это поможет и культурным совместным проектам, которые уже запущены в работу: например, единому туристскому маршруту с посещением крепостей».
А вот у питерского лютеранского активиста Владимира Батухтина, часто посещающего церковные службы в Нарве, оптимизм смешан со скепсисом: «Да, я за платную дорогу, если она будет широкополосная, освещенная, можно будет перед шлагбаумом заплатить, не выходя из машины, а через час быть уже под Петербургом. И если из-за новой дороги не забросят старую. Но я давно наблюдаю позорное положение платных дорог в Псковской области, ведущих в Балтию и Белоруссию. Просто берут деньги за плохую дорогу без альтернативы». В самом деле, и корреспонденту «НГ» доводилось быть свидетелем шока, который испытывают дальнобойщики из Белоруссии и стран Балтии: заплатив 800 руб. на въезде в РФ и ожидая хотя бы минимального качества и сервиса, где-нибудь в Пыталово они попадают на темную ухабистую дорогу без разметки.
Нарва–Санкт-Петербург