Теплая одежда не заменит центральное отопление.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Некоторые российские города рискуют остаться этой зимой без тепла. Такой вывод вчера сделали члены Общественной палаты (ОП), которые встревожены ростом задолженности перед поставщиками коммунальных услуг со стороны управляющих компаний (УК). Эти компании пользуются несовершенством нового Жилищного кодекса и недобросовестно распоряжаются полученными от населения средствами. При этом местные поставщики тепла оказываются фактическими банкротами.
Вчера в ОП обсудили начало отопительного сезона в РФ. Специалисты ОП напомнили, что реформа ЖКХ в России продолжается около 20 лет. Однако за два десятилетия в ходе реформы так и не удалось решить ключевые проблемы отрасли: предельный износ основных фондов, отсталость технологий, возрастающую аварийность.
Ко всем этим проблемам добавилась новая – тотальные неплатежи УК, организованных во многих домах в качестве посредника между населением и ресурсоснабжающими организациями. В некоторых городах задолженность УК перед поставщиками коммунальных услуг достигла огромного размера, ресурсоснабжающие предприятия не способны покрывать свой дефицит. И вполне логичный итог развития событий – полная остановка деятельности этих предприятий. Так что в некоторых городах России отопительный сезон может вообще не начаться. «Ситуация чрезвычайно опасная. В новом Жилищном кодексе отсутствуют жесткие требования к участникам социально значимой деятельности по управлению домами, не предусмотрен надзор за ними. Это привело к появлению множества недобросовестных компаний, – сообщает председатель Комиссии ОП по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева. – Если проблема неплатежей не будет решена в ближайшее время, накопление долгов достигнет такого уровня, что ресурсоснабжающие организации не смогут поддерживать работоспособность систем жизнеобеспечения. Это чревато техногенными катастрофами, ростом социальной напряженности в стране».
В качестве примера в ОП назвали Сергиев Посад. Глава города Сергиев Посад Николай Маслов сообщил, что «у города за несколько лет перед «Водоканалом» и «Теплосетью» скопился долг в 700 миллионов рублей при бюджете города примерно в 450 миллионов рублей». «Управляющие компании, видя лазейки в законодательстве, занялись наращиванием задолженности перед ресурсоснабжающими организациями. Наш анализ показал, что поступающих в УК денег достаточно для покрытия услуг «Теплосети» и «Водоканала». Но управленцы около 40% этих денег куда-то девают, – поясняет Маслов. – При этом само население в подавляющем большинстве – 96–98% – коммунальные услуги оплачивает». Непосредственно перед «Теплосетью» долг города равен 380 млн. руб., задолженность некоторых УК составила более шести периодов. Специалисты указывают на то, что УК Сергиева Посада покупают более 70% общего объема вырабатываемой предприятием тепловой энергии, и их платежная дисциплина напрямую влияет на финансовое состояние поставщика тепла. Предприятие не может расплачиваться за потребляемые им электричество и газ, что грозит остановкой котельных и систем жизнеобеспечения. Пока «Теплосеть» для оплаты электричества и газа использует средства, которые должны были пойти на выплату налогов и зарплаты более чем 600 работникам. В городе в преддверии отопительного сезона сложилась практически чрезвычайная ситуация. В ОП обращают внимание: Сергиев Посад – это не исключительный случай, многие города России оказались в аналогичной ситуации. Так, с проблемой вопиющего роста задолженности УК столкнулись Воркута, Ростов-на-Дону, Новгород и т.д.
Главный путь решения сложившейся проблемы, по мнению ОП, – внесение необходимых изменений в существующее законодательство: усиление государственного контроля за деятельностью УК, ужесточение наказаний за недобросовестное расходование УК средств, введение системы расщепления платежей, когда УК получает плату и отвечает только за благоустройство подъезда и двора, а непосредственно за коммунальные услуги население платит напрямую ресурсоснабжающим организациям. ОП планирует отправить свои выводы и рекомендации в Госдуму, Минрегион и Генпрокуратору РФ.
Опрошенные «НГ» эксперты подтверждают, что деятельность УК далека от совершенства, неэффективна и часто носит мошеннический характер. В данных условиях наиболее уязвимыми оказываются потребители. Но, замечает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации»/Morison International Ирина Воробьева, население молчать вечно не будет: «О том, что социальный протест зреет, можно судить по многочисленным забастовкам, которые уже прошли в этом году в различных регионах». Но Воробьева замечает, что «ответственность за проблемы в сфере ЖКХ не может быть переложена исключительно на УК. Проблемы носят комплексный характер. Можно говорить также о необоснованно высоких тарифах, которые диктуют монополии».
«Существующая практика деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ в целом негативна, имеют место либо неэффективность и растрата денег, либо установление завышенных коммунальных платежей в «коммерческих» домах. Прозрачности и конкуренции в коммунальном хозяйстве от нововведений не прибавилось. Выбор УК подрядчиков, их расценки и расходы практически бесконтрольны», – добавляет ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. При этом Ширяев отмечает, что и расщепление платежей хотя и разумно, но тоже не решит всех проблем. Самое главное, оно не решит проблему обоснованности тарифов, определяемых поставщиками услуг для утверждения субъектам Федерации. «Эти тарифы по-прежнему формируются от себестоимости, остающейся непрозрачной уже у самих сетевых компаний, что является более серьезной проблемой, ведь завышаются цифры потерь и занижается процент собираемости выручки. Требуется аудит самих тарифов перед их утверждением», – считает эксперт.