Взимать деньги за проезд – рискованно для экономики.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Минтранс заявляет, что уже в 2011 году значительная часть участков федеральной трассы «Дон» станет платными. Тем самым глава ведомства Игорь Левитин продолжил провозглашенный ранее курс на создание в стране «более гибкого механизма платности автодорог», который предполагает введение платы за проезд на давно построенных трассах, а также на участках, не имеющих бесплатного альтернативного объезда. Эксперты не сомневаются: власть серьезно настроена на введение безальтернативного платного проезда и особых сборов для грузоперевозчиков.
Представители автовладельцев грозят массовыми протестами. А экономисты ссылаются на мировой опыт: удорожание грузоперевозок стимулирует рост цен и сокращает потребительский спрос.
С 2011 года россиянам придется платить за проезд на значительной части участков федеральной трассы «Дон». Платными станут прежде всего обходы крупных городов. Об этом сообщил в пятницу в эфире информационного телеканала «Россия 24» глава Минтранса Игорь Левитин. По его словам, в компанию «Автодор», которая создана для строительства и эксплуатации платных автомобильных дорог, сейчас уже потекли деньги, «для того чтобы со следующего года значительная часть участков была в платном варианте». По оценке Минтранса, в 2011 году «Автодор» получит 17 млрд. рублей. «Это как раз те средства, которые позволят привести дорогу в нормативное состояние и пригласить операторов на долгосрочный период ее обслуживания», – уточнил Левитин.
Напомним, принятый в 2007 году закон о платных автодорогах предполагает обязательное наличие альтернативного бесплатного объезда. Кроме того, российские автомобилисты, да и сами чиновники воспринимали тогда как само собой разумеющееся условие, что взимать деньги за проезд будут только на тех трассах, которые изначально строятся как платные. При этом уже действующие автодороги, построенные на деньги налогоплательщиков, останутся в бесплатном доступе. Однако спустя два года чиновники начали отходить от этих принципов. В октябре 2009 года разгорелся скандал вокруг заявления замминистра экономического развития Андрея Клепача. «По закону обязательно должна быть альтернативная трасса. От этого обязательного условия надо отказываться, – призывал год назад Клепач. – Мы предлагаем, чтобы механизм платности был более гибким, чтобы не требовалось наличия альтернативных бесплатных дорог, таким образом, можно будет ввести большую часть магистральных трасс как платные». Как объяснял тогда замглавы Минэкономразвития (МЭР), после отмены законодательных требований о наличии бесплатного объезда правительству легче будет привлекать частные инвестиции в строительство транспортной инфраструктуры. И наконец, уточнял Клепач, такое нововведение должно коснуться в том числе уже действующих автодорог, которые требуют реконструкции: после реконструкции их тоже нужно сделать платными.
В принципе публично раскритиковали тогда инициативу Клепача лишь некоторые чиновники низшего ранга и представители автомобилистов. Также обнародовала свою позицию Федеральная антимонопольная служба (ФАС): «Введение платы за проезд по единственной трассе попадает в сферу антимонопольного регулирования». По мнению ФАС, отмена требований бесплатного объезда может сопровождаться множеством оговорок, которые нужно будет специально анализировать. Высшее же руководство страны официально не опровергло провозглашенный в МЭРе курс на «более гибкий механизм платности автодорог». Поэтому разговоры о том, что определенные участки тех или иных трасс станут платными, продолжались. В эту же линию укладывается и пятничное заявление Левитина, которое вызвало предсказуемую негативную реакцию среди экспертов.
Если государство построит бесплатные альтернативные дороги или если оно не будет ликвидировать уже имеющиеся альтернативные пути, а начнет их поддерживать в должном состоянии, то в платных дорогах ничего страшного нет, говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Однако проблема в том, что сейчас все активнее обсуждается необходимость отказа от обязательного наличия бесплатной альтернативы. «У любого водителя должно быть право выбора. Но именно это право у нас могут отнять», – поясняет Травин. Представьте ситуацию, предлагает он: за непройденный техосмотр у вас сняли регистрационные знаки, дорога до техосмотра только одна – платная, альтернативы нет, но по закону на платную дорогу без регистрационных знаков въехать нельзя, потому что вас не смогут на ней идентифицировать. Как быть? Человек готов заплатить, но его не пускают. «А если у человека нет денег, то что, у него нет права передвигаться?» – спрашивает эксперт. Другой пример связан с правом операторов устанавливать льготные тарифы для отдельных категорий граждан. Эксперт предполагает, что начальник ГАИ, прокурор, местные судьи, их семьи и помощники будут бесплатно или по льготе пользоваться трассой, а для простых автовладельцев, чтобы окупить льготы, тарифы уже повысят.
Власть играет с огнем, предупреждает Травин. Если у автовладельцев отнимут право бесплатного проезда по дорогам, отстроенным на их же собственные деньги – на деньги налогоплательщиков, они вполне могут устроить бунт.
Руководитель московского представительства Федерации автомобилистов России Сергей Канаев добавляет, что скорее всего пятничное заявление Левитина – это своего рода эксперимент. Если общественность отреагирует спокойно, тогда власть поймет, что у нее есть все основания продолжать начатое. Если же общественность возмутится, власть может повременить с «гибкими механизмами платности». Возмущение же вполне ожидаемо. Ведь это в корне неправильно, когда уже построенные на народные деньги дороги становятся платными. Но самое главное, по словам Канаева, заключается в том, что Запад начал отходить от идеи платности проезда. Проезд за деньги себя не оправдал, восторг по поводу сбора налогов и развития транспортной инфраструктуры сменился разочарованием. «Экономика после введения платных дорог теряет в два раза больше, чем получает. Это становится ясно после 5–10 лет эксплуатации платных трасс, – объясняет эксперт. – В большей степени платные дороги окупаются за счет грузоперевозок. Удорожание грузоперевозок ведет к росту цен на перевозимую продукцию и сказывается на потребителях. А потребительский спрос ограничен, рост зарплат не покрывает подорожания продуктов. Ни о каком развитии экономики в таких условиях не может быть и речи». Кроме того, добавляет Канаев, вся прибыль от платных дорог будет идти в компанию «Автодор». Компания получает бюджетные деньги, но прибылью распоряжается уже по собственному усмотрению, направляет ее на строительство платных трасс и на организацию платного проезда на уже построенных дорогах. Тем самым порочный круг замыкается.
Кстати, еще одной новостью прошедшей пятницы стало заявление вице-премьера Сергея Иванова о том, что правительство окончательно решило взимать плату за пользование автодорогами не только с иностранных грузовиков, но и с российских.