Доминирование сырьевого сектора в экономике не пугает Петра Авена.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Если не облегчить жизнь несырьевого бизнеса, то провозглашенная Дмитрием Медведевым модернизация будет невозможна. Вчера об этом заявила новая любимица президента – «Деловая Россия». Члены бизнес-объединения «Деловая Россия» уверены: модернизировать страну способен только несырьевой бизнес, но государство должно для этого заинтересовать предпринимателей – прежде всего облегчив налоговое бремя и улучшив инвестиционный климат. У Минэкономразвития другая позиция: сырьевая зависимость – это не проклятие России, а ее богатство и преимущество как минимум на ближайшие 10 лет. И инновационный сектор пока не способен стать альтернативой сырьевому.
Вчера в Москве прошел ежегодный бизнес-форум предприятий несырьевого сектора под названием «МодерниЗАция». Ключевым событием форума стала презентация уже проанонсированного в «НГ» (см. номер от 13.09.10) экономического доклада «Деловой России» о единственно верном пути развития страны. По мнению предпринимателей из несырьевого сектора, Россия не вынесла из кризиса самого главного урока. «Страна восстанавливается прежде всего за счет высоких цен на нефть, обеспечивающих рост сырьевого экспорта, который только за январь–май 2010 года увеличился на 66,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом дополнительный спрос по-прежнему удовлетворяется не за счет отечественных товаров и услуг, а за счет импорта, уже на 32,2% выросшего в первом полугодии 2010 года по сравнению с прошлогодним первым полугодием. Обрабатывающий сектор, при том что он и так был невелик – менее 15% в 2008 году, за прошлый год потерял еще почти 2% в структуре ВВП», – говорится в докладе. В итоге экономический рост концентрируется лишь в сырьевом секторе экономики, и в таких условиях та модернизация, к которой призывал президент Дмитрий Медведев, невозможна.
Другими словами, почти уже ставшая любимицей Дмитрия Медведева «Деловая Россия» напомнила о пагубности сырьевой экспортной экономики и выдвинула в качестве основного мотора модернизации частный несырьевой бизнес – то есть, по сути, себя. «Только несырьевой перерабатывающий бизнес страны реально заинтересован в модернизации», – заявил вчера председатель «Деловой России» Борис Титов.
Однако уже в следующем выступлении – президента «Деловой России» и советника Медведева Евгения Юрьева – выяснилось, что на самом деле несырьевой бизнес в модернизации тоже не так уж сильно заинтересован. Для того чтобы он занялся модернизацией, государство должно завлечь его экономическими привилегиями и налоговыми послаблениями. «Чтобы осуществить в России модернизацию, ее нужно сделать выгодной для бизнеса», – объяснил Юрьев. Выгодной для бизнеса модернизация станет только после улучшения делового и инвестиционного климата в стране. Поэтому государству нужно решить на федеральном уровне три ключевых вопроса, связанных с облегчением налогообложения бизнеса, снижением тарифов естественных монополий и повышением доступности финансирования бизнеса. В качестве примера вице-президент «Деловой России» Александр Галушка привел налоги: у нас есть возможность налогового маневра – переноса нагрузки с налогооблажения несырьевого бизнеса на налогообложение земли, недвижимости, предметов роскоши, табака, крепкого алкоголя. Маневр составляет 3 трлн. руб. Однако помощник президента РФ Аркадий Дворкович тут же посчитал цифру слишком завышенной. Как потом он уточнил в кулуарах, снижение общего уровня налогов в России может произойти как минимум через 3–5 лет, а в ближайшие два года можно говорить только о перераспределении налоговой нагрузки, и то в объеме максимум 1 трлн. руб., но никак не трех.
«Деловая Россия» разработала модельную программу улучшения инвестиционного климата – как она считает, универсальную для любого региона. Программа включает более 50 мер, среди которых налаживание благоприятной административной среды и облегчение бюрократических процедур для реализации инвестиционных проектов, создание готовых «промышленных площадок», индустриальных парков, финансовое и налоговое стимулирование инвестиций и т.д. Все это поспособствует естественной конкуренции регионов за привлечение инвесторов и поможет России решить многие ее проблемы, среди которых коррупция, рейдерство, административные барьеры и др. В докладе сказано, что данная модельная программа уже получила одобрение Минэкономразвития и Минрегиона. Региональным властям будет целесообразно на ее основе создать и реализовать собственные региональные программы улучшения инвестиционного климата. Правительству же предлагается заняться мониторингом исполнения данных региональных программ.
Однако единственный путь спасения страны, предложенный «Деловой Россией», у некоторых участников форума вызвал сомнения. И, как ни странно, в первую очередь у замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача. Разговоры о сырьевом проклятии России не имеют под собой оснований, более того, они вредны, парировал Клепач. «Это наша беда и болезнь – превращать свое богатство и преимущество в проклятие. Это показывает степень неумения им распоряжаться». Не стоит возлагать на инновационный сектор слишком много надежд, ведь он еще как минимум 10 лет не сможет стать альтернативой сырьевому. «Как бы мы сейчас ни развивали несырьевой экспорт и интеллектуальные технологии, все равно ключевой базой нашего экспорта на ближайшие 10 лет останется сырье», – уверил Клепач. По его мнению, нет проблемы в том, что в России избыточен сырьевой комплекс, «просто он действительно нуждается в повышении энергоэффективности и в переходе на более глубокую переработку сырья». «Но если мы не хотим каждые три-четыре года получать валютные кризисы с падением курса рубля на 10–20%, нам надо устойчиво наращивать экспорт сырья», – резюмировал замминистра экономики.
Похожего мнения придерживается и президент Альфа-банка Петр Авен: «Противопоставлять друг другу сырьевой и несырьевой сектор неверно. Это безумие – отказываться от нашего преимущества, сырья». Страшна не ориентация на экспорт, а эйфория от полученных при торговле сырьем легких денег. «Важно правильно расходовать те деньги, которые дает сырье. А наличие легких денег создает иллюзию, что их много. И тогда деньги начинают вкладывать в модернизационные проекты. И заканчивается это закапыванием денег в землю, – полагает Авен. – Вкладывать должен прежде всего рынок. А забирать деньги у сырьевого сектора и отдавать их государству, чтобы оно их куда-то вложило, как правило, пустое, ненужное занятие». Безусловно, продолжает Авен, деньги надо тратить, но не на пустые проекты, а на социальную сферу, на развитие здравоохранения и образования, на науку. Именно это повысит качество жизни людей и переформирует общество.