Алексей Кудрин знает, как заинтересовать иностранных инвесторов.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера Минфин испугал иностранных инвесторов мрачным прогнозом относительно цен на энергоресурсы. Глава Минфина Алексей Кудрин уверен, что цена на нефть в ближайшие три года будет надолго снижаться до 60 долл. за баррель и ниже. Такие пророчества противоречат официальным прогнозам правительства, которое планирует свои доходы исходя их среднегодовых цен в 75–79 долл. Аналитики считают, что Минфин придерживается традиционной политики занижения потенциальных доходов, чтобы оправдать такие непопулярные меры экономии, как, например, повышение пенсионного возраста. Предприниматели предлагают чиновникам заниматься не прогнозами цены на нефть, а улучшением инвестиционного климата страны, сокращением административного произвола и приватизацией государственных активов.
На прошедшей вчера в Москве конференции «Ренессанс Капитал» глава Минфина Алексей Кудрин озвучил свои мрачные прогнозы относительно цены на нефть. «В ближайшие три года мы будем иметь снижение цены на нефть до 60 долларов за баррель, и я уверен, что, возможно, и больше. Это мой прогноз на основе имеющейся аналитики», – предупредил общественность министр финансов. России придется, по словам Кудрина, находиться на уровне в 60 долл. за баррель более чем полгода, что создает большой риск для экономики. Кудрин просит не забывать о том, что Россия пока сильно зависима от цен на энергетические ресурсы. Так, доля нефтегазового сектора в отечественной экономике, по данным главы Минфина, составляет около 20%, а доля доходов от этого сектора в федеральном бюджете превышает 40%.
К основным причинам снижения нефтяных цен Кудрин отнес предстоящее увеличение ставок рефинансирования ведущими центробанками мира. Также министр уверен, что «нам предстоит пережить время, когда пузыри, накопившиеся в сфере недвижимости в Китае, начнут сдуваться, что приведет к изменению финансового баланса и Китая, и США, и Европы». На подобные новости начнут соответственно реагировать рынки. «Поэтому мы будем иметь достаточно сложный период восстановления, в результате которого цена на нефть будет волатильной, а это для нашей страны является важным моментом», – резюмировал Кудрин.
В то же время, согласно официальному правительственному сценарию, в ближайшие годы предполагается подорожание нефти до 79 долл. за баррель, а при самых оптимистичных предположениях – даже до 90 долл. Еще дальше в своих ожиданиях идет «Газпром». Неделю назад глава «Газпрома» Алексей Миллер выступил с прогнозом, согласно которому в скором времени нефть подорожает до 100 долл. за баррель, а газ – до 400 долл. за тыс. куб. м.
В целом консервативная позиция Минфина в прогнозах нефтяных цен вполне понятна. Ведомство, в ответственности которого находится федеральный бюджет и «материальное положение» всей страны, всегда придерживается политики занижения ожидаемых бюджетных доходов. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, уже на практике урезать расходы госбюджета (на антикризисные программы, на поддержку предприятий и институтов развития и т.д.), а с другой – чтобы оправдать рост акцизов на некоторые товары или повышение пенсионного возраста. Поэтому когда представители Минфина предупреждают об экономических опасностях, они в основном ссылаются на риски, связанные именно с изменчивыми нефтяными ценами.
Однако многие аналитики и предприниматели обращают внимание на то, что не только и не столько цены на энергоресурсы обеспечивают российской экономике рост или спад. Ведь с 2000 по 2008 год экономика уверенно росла с темпом 6–7% в год даже при цене на нефть в 30–50 долл. за баррель. Однако сегодня даже при 76 долл. перспектив устойчивого роста не наблюдается. Сейчас дополнительных доходов, полученных от экспорта нефти, уже не хватает на исполнение социальных обязательств и на оплату растущих бюджетных трат. К основным факторам, негативно влияющим на экономическое положение страны, предприниматели относят плохой инвестиционный климат и административный произвол, который опять-таки выражается в нежелании инвесторов иметь дело с Россией.
«Министр финансов Алексей Кудрин в стремлении сокращать бюджетный дефицит выразил готовность опередить все страны «двадцатки», – заметил вчера другой участник конференции, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. – Схема, выбранная им, проста: акцизы на алкоголь, на табак, на бензин и повышение пенсионного возраста». Предприниматели же, по словам Шохина, предлагают иную схему – массовую приватизацию государственных активов, «при этом не надо забывать и о лакомых кусочках государственной собственности» – таких как Сбербанк, «Транснефть», «Роснефть». Шохин отметил, что власти вроде бы поддерживают идею приватизации, но с конкретными решениями запаздывают. «Задачу ускоренного сокращения дефицита бюджета и пенсионной системы нужно решать, значительно увеличивая доходы от приватизации. Сейчас эти доходы достигают 7–10 миллиардов рублей, предполагаются 70–100 миллиардов рублей, а нужны триллионы в год», – уверяет предприниматель. Ясная политика приватизации привлечет большие потоки частных инвестиций в российскую экономику, сделает ее более конкурентоспособной и инновационной, ведь других источников для инноваций, кроме инвестиций, у России нет.
Однако в отличие от представителей РСПП некоторые опрошенные «НГ» эксперты вслед за Кудриным до сих пор увязывают рост российской экономики с нефтяными ценами и опасаются, что если мрачные прогнозы оправдаются, то это может стать причиной второй волны кризиса в России. «Мы можем вновь скатиться к отрицательным темпам роста ВВП, финансовые рынки тоже серьезно пострадают. Бюджет РФ на следующий год планируется верстать исходя из среднегодовой цены нефти в 75 долларов за баррель, так что падение ее стоимости до 60 долларов в течение полугода приведет к недополучению казной минимум 500 миллиардов рублей, даже без учета вероятного замедления экономики», – поясняет замглавы аналитического департамента «Арбат Капитал» Алексей Павлов. Поэтому, считает эксперт, при составлении бюджета есть свой смысл в переходе исключительно на консервативные прогнозы и параметры.
«Если прибыль в нефтедобыче уменьшится из-за цены на мировых рынках, то не думаю, что государство будет тогда активным инвестором в новые технологии, науку, образование, здравоохранение», – добавляет начальник отдела стратегического маркетинга и анализа международного холдинга AsstrA Дмитрий Зеленяк. В то же время он напоминает, что все-таки и сам Кудрин всегда «занимал экстремально негативную позицию по оценке перспектив». «В данный момент реальных предпосылок для такого снижения нефтяных цен нет. Прогноз Кудрина излишне пессимистичен. Скорее всего цена будет колебаться в районе 70–75 долларов», – полагает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.
Хотя прогнозы нефтяных цен могут меняться, консервативная позиция Минфина в планировании будущих доходов останется неизменной. Так, обсуждая повышение пенсионного возраста, чиновники уже задают вопрос не о том, нужно или нет его повышать, а о том, как и когда именно надо это делать. Ведь у Минфина большие планы – выйти на нулевой бюджетный дефицит в 2015 году.