Ветряки стали неотъемлемой частью пейзажа в развитых странах.
Фото Константина Ремчукова
Мощность построенных в 2009 году ветряных электростанций превышает мощность 25 крупных ядерных реакторов. Лидером развития ветроэнергетики стал Китай, который обогнал по вводу генераторов США и Евросоюз. Такие данные были опубликованы вчера в докладе Глобального совета по ветроэнергетике. На фоне мирового бума в России ветроэнергетика почти не развивается – один только Китай ежегодно строит ветряков больше, чем за всю историю смогла построить Россия. Стагнацию ветроэнергетики в нашей стране эксперты объясняют давлением нефтяного лобби и безразличием правительства.
Глобальный совет по ветроэнергетике распространил доклад, сообщающий о бурном росте ветроэнергетики во всем мире – за исключением России.
Согласно докладу, мощность введенных в строй в мире в 2009 году электростанций на энергии ветра составила почти 37,5 млн. кВт, что соответствует примерно 25 крупным ядерным реакторам. Таким образом, начиная с 2008 года можно говорить почти о 30-процентном росте мощности введенных во всем мире в эксплуатацию ветряков.
Как сообщают иностранные аналитики, стремительнее всего мощность ветровых электростанций наращивает Китай: в прошлом году она увеличилась на 13 млн. кВт, причем Китай удваивает свои показатели в этой области второй год подряд. Вслед за Китаем по темпам строительства новых ветряных установок идут США: их мощность в стране увеличилась в прошлом году более чем на 9,9 млн. кВт. Замыкает тройку лидеров Испания с ростом почти на 2,5 млн. кВт. По общей мощности действующих электростанций на энергии ветра лидирующие позиции, по данным Глобального совета, занимают США – 35,16 млн. кВт. Второе место – Германия (около 25,78 млн.). Третье место – Китай, который в 2008 году обогнал по этому показателю Испанию (25,1 млн. кВт).
Ветроэнергетика укрепляла свои позиции в течение всего прошлого года, даже несмотря на мировой экономический кризис. Причина ветряного бума – экологическая чистота, относительно низкая себестоимость и быстрота в монтаже ветряков. Однако все эти преимущества не влияют на приоритеты российских властей.
На сегодня в России совокупная установленная мощность ветровых электроустановок составляет немногим более 15 МВт. Экономический потенциал ветровой энергии России, по оценкам энергетиков, составляет около 260 млрд. кВт-ч в год, это соответствует примерно 30% совокупной выработки электроэнергии в стране. Крупнейшая ветроэлектростанция расположена в районе поселка Куликово Зеленоградского района Калининградской области, другие крупные электростанции есть на Чукотке, в Башкортостане, Калмыкии и Коми.
Ветряки в России строят, но наша страна очень далека от мировых лидеров. «С 2003 по 2008 год установленная мощность ветряных энергетических установок в России выросла на 54%, – описывает ситуацию эксперт компании «2К Аудит – Деловые консультации» Петр Клюев. – Впрочем, такой рост объясняется низкой базой». Тем не менее, рассказывает Клюев, разработка этого направления в России идет, и, например, «РусГидро» рассматривает возможность строительства 36 ветродизельных комплексов в наиболее удаленных населенных пунктах Камчатского края и Якутии.
Причин же, по которым отечественная ветроэнергетика не так развита, как мировая, несколько. «С одной стороны, в России отсутствует государственная поддержка развития ветряной индустрии, а с другой – происходит субсидирование тепловой электрогенерации. То есть практически полностью отсутствует экономическая выгода в развитии ветропарков у энергокомпаний», – перечисляет старший аналитик I2BF Venture Capital Александр Корчевский.
«В России практически отсутствуют государственные программы стимулирования инвестиций в эту отрасль», – соглашается руководитель департамента «Интерком-Аудит» Андрей Приходько. Ориентация в прошлом на крупные объекты по производству электроэнергии и сейчас по инерции определяет безразличие к ветроэнергетике в РФ. «К моменту, когда ветроэнергетика стала актуальной, в СССР уже существовала развитая и современная энергосистема, а приоритетом ее дальнейшего роста была атомная энергетика. А поскольку тема модернизации на государственном уровне поднимается впервые за 20 лет, мы только сейчас получили возможность скорректировать этот выбор», – полагает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.
«Подключение ветрогенераторов к централизованной энергосистеме в России не слишком одобряется, поскольку ее скачки из-за перемены ветра требуют дополнительных усилий для стабилизации», – отмечает Шандыбин.
Ряд экспертов говорят также о мощном нефтегазовом лобби, выступающем против стимулирующих тарифных надбавок, которые сделали бы строительство ветряков более выгодным, чем угольной или газовой электростанции. «Ветряки в нашей стране почти не строятся. Основные препятствия – все еще относительно низкий уровень тарифов на электроэнергию и неразвитость законодательства. Стоимость ветряной электроэнергии слишком высока, чтобы конкурировать с обычным сетевым электричеством, – объясняет гендиректор AEnergy.ru Станислав Черница. – Механизм надбавок во всем мире позволяет сгладить эти ценовые различия». Но в России, сообщает Черница, власти не соглашаются с введением стимулирующих надбавок под давлением мощного нефтегазового лобби. В России тарифы на ветряную и газовую или угольную электроэнергию смогут конкурировать только через 5–7 лет, надеется эксперт.
Для районов с хорошим ветряным потенциалом на сегодняшний день целесообразна надбавка около 1,5–2 руб. за 1 кВт-ч. «Если такая надбавка появится в России, то к 2020 году мы легко выполним план правительства по развитию 7 Гвт ветрогенерации», – считает Корчевский. Наиболее конкурентоспособными ветряки окажутся, по мнению экспертов, на морских границах России, на Кавказе и Дальнем Востоке.
Получить же комментарий Минэнерго о причинах отставания России в ветроэнергетике вчера не удалось.
У ветряных установок КПД не такой, как у угольных или газовых ТЭЦ. Однако это не мешает энергетикам ссылаться, например, на опыт Германии – страны, в которой установленная мощность всех ветряков сопоставима с установленной мощностью всех атомных станций концерна «Росэнергоатом», – отмечает технический директор компании «ЭнергопромСервис» Алексей Окшин. «В России возможности для развития ветроэнергетики колоссальные: территория и огромное количество распределенных объектов, до которых вести ЛЭП недешево. И здесь необходим самый высокий уровень господдержки, на уровне Министерства энергетики», – делает вывод Окшин.