Сегодня в Женеве должен состояться очередной раунд российско-грузинских переговоров о присоединении РФ к Всемирной торговой организации (ВТО). Тбилиси обещает блокировать переговоры до тех пор, пока не сможет установить контроль на пунктах пропуска на абхазском и югоосетинском участках границы с Россией. Кроме того, Грузия требует отменить решение России об экономическом сближении с Абхазией и Южной Осетией. Эксперты считают прогресс на этих переговорах маловероятным. Тем более что членство в ВТО уже давно не является для России приоритетом, ради которого Москва готова пожертвовать собственными интересами.
За восемь дней до начала переговоров министр Грузии Темури Якобашвили заявил, что его страна будет препятствовать вступлению России в ВТО, пока та не отменит решение о сближении с Южной Осетией и Абхазией. «Грузия не изменит своего мнения, если Россия не изменит свою позицию, потому что мы не можем наблюдать или разговаривать о каких-то торговых режимах, когда против Грузии введены санкции, когда идет попытка аннексировать территорию Грузии», – сказал он. Со своей стороны, глава российской делегации на переговорах о присоединении России к ВТО Максим Медведков еще до их начала заявил, что грузинские власти поднимают вопросы, напрямую не связанные с процессом присоединения к ВТО.
Однако Тбилиси настаивает на своем. «Если наши требования будут выполнены – тогда Грузия не будет создавать проблем России», – заявил «НГ» председатель парламентского комитета по внешним связям Грузии Константин Габашвили. «Эти переговоры будут отображать ту реальность, которая есть. Грузия в принципе не имеет ничего против российского участия в ВТО при условии соблюдения тех договоров, которые есть между Грузией и Россией. Эти договоры подписаны в 1994 году, и их надо соблюдать», – заявил грузинский представитель, отметив, что экономические отношения между двумя странами находятся «в состоянии стагнации».
Напомним, что одним из базовых межправительственных соглашений в области российско-грузинского торгово-экономического сотрудничества является Соглашение о свободной торговле от 3 февраля 1994 года, в соответствии с которым экспорт и импорт товаров между двумя государствами не облагается таможенными пошлинами, за исключением отдельных видов алкогольной продукции, табачных изделий и белого сахара. Однако в целях защиты своих потребителей Россия ввела запрет на ввоз из Грузии растительной продукции (с 19 декабря 2005 года), вина и виноматериалов (с 27 марта 2006 года) и минеральной воды (с 7 мая 2006 года), что привело к падению двустороннего товарооборота. По данным Минэкономразвития, товарооборот между Россией и Грузией составил в 2007 году всего 647,1 млн. долл., в том числе российский экспорт – 586 млн. долл. Импорт же сократился на 13,7% и составил всего 61,1 млн. долл.
«Основной объем российско-грузинских экономических связей приходится на закупки газа в России. Российские компании оказывают также транспортные услуги на территории Абхазии. Но эмбарго на поставки боржоми, вина и сельскохозяйственной продукции продолжает действовать», – констатировал Габашвили, отметив, что основной объем торговли двух стран приходится на закупки газа в России. «Хотя это и не российский газ, а туркменский в том числе, Грузия его закупает. Других подвижек в торговых связях нет, и другие страны, к сожалению, очень сильно обогнали Россию в этом отношении. Но это политика России, и Грузия здесь ни при чем», – заключил Константин Габашвили.
Раздражение грузинской стороны вызывает и экономическое взаимодействие между Россией и непризнанными республиками, в частности поставки абхазского вина на российский рынок, в то время как грузинские вина туда до сих пор не допускаются. Сухуми намерен довести объем экспорта своей винодельческой продукции до 5 млн. декалитров. Этот вопрос является дополнительным препятствием, и поддержка незаконного перемещения товаров из Абхазии в Россию противоречит принципу создания справедливых торговых режимов и самому духу ВТО, считает грузинский экономист Нико Оравелашвили.
«Стороны, вероятно, предъявят друг другу традиционные претензии, и никаких прорывов от переговоров ожидать не приходится, тем более что вступление в ВТО, похоже, не имеет для России большого значения», – считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Поэтому к очередным затяжкам в России отнесутся «достаточно спокойно». «Ситуация усугубляется тем, что в России растут опасения относительно вмешательства в абхазо-грузинский конфликт со стороны Запада. После выборов в Грузии позиции Саакашвили значительно усилились, и его установки грузинским переговорщикам в Женеве могут стать более жесткими», – отметил эксперт. Соответственно возможности давления на Тбилиси со стороны производителей и экспортеров вина по крайней мере не увеличились.
«Если Россия присоединится к ВТО, то ситуация с таможенным регулированием в непризнанных республиках, особенно в Абхазии, станет более чем нестандартной», – предполагает Малашенко. По его словам, у многих российских предпринимателей есть интересы в Абхазии, в том числе в курортной и финансовой сферах. «Российские инвесторы не захотят отказаться от своих вложений в туристическую инфраструктуру Абхазии и от будущей прибыли», – отмечает эксперт.
Между тем премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства в понедельник поручил первому вице-премьеру Виктору Зубкову и главе Минсельхоза Алексею Гордееву подготовить список мер по защите интересов отечественных товаропроизводителей в рамках переговоров по ВТО. Чиновники пообещали представить свои предложения уже на этой неделе.