Сергей Абрамов заявил о небюджетных источниках средств на обновление вокзалов.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ) приступает к масштабной модернизации и реконструкции ряда вокзальных комплексов, что повысит уровень обслуживания пассажиров и вклад вокзальной инфраструктуры в экономику страны. Об этом заявил вчера начальник ДЖВ Сергей Абрамов. Он пообещал проводить модернизацию за счет средств от аренды вокзальных площадей и частных инвесторов, а не за счет пассажиров.
РЖД начинает масштабную реконструкцию и модернизацию вокзалов. В подчинение ДЖВ переданы 324 вокзала, что составляет всего около 6% от числа всех вокзалов России, сообщил Сергей Абрамов. Но именно они обслуживают основной пассажиропоток, в том числе 82% пассажиров дальнего следования. Все это хозяйство ДЖВ досталось не в слишком приглядном состоянии. Половина находящихся в ее ведении вокзалов построена более 50 лет назад, а 18% вокзалов – старше 100 лет, тогда как за последние 10 лет построено всего лишь 19 новых вокзалов.
В 2007 году ДЖВ, эксплуатируя вверенное ей богатство, удалось получить всего 2 млрд. руб. дохода, что явно не соответствует надеждам, что возлагал совет директоров РЖД, образуя новый филиал. Как признал Сергей Абрамов, арендаторы платят сегодня за занимаемые ими площади в несколько раз меньше рыночных цен. При этом они не предоставляют достаточный уровень услуг, а многие вокзалы в крупных городах оккупированы бомжами. «Сейчас стоит задача навести текущий порядок. Цены для арендаторов значительно возрастут, и за два года мы повысим доходы от эксплуатации вокзалов на порядок», – сказал Абрамов, пообещав, что эти меры «не повлекут за собой повышения стоимости вокзальных услуг для пассажиров».
Но основную ставку ДЖВ делает на сопряженную со стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года масштабную программу реновации вокзалов страны, которая должна их превратить в мультимодальные инфраструктурные комплексы, выполняющие наряду с транспортно-инфраструктурной и деловые функции.
По словам Абрамова, уже реализуется пилотный проект по реновации вокзала во Владимире и при помощи компании Deutsche Bahn AG готовится конкурсная документация на управление Курским вокзалом в Москве. «Конкурс на управление Курским вокзалом будет объявлен в апреле–мае, а всего в 2008–2009 годах планируется осуществить реализацию более 30 пилотных проектов по реконструкции и модернизации ряда вокзальных комплексов страны», – сообщил представитель РЖД, уточнив, что по результатам этой работы станет ясно, как развивать вокзалы в ближайшие десятилетия.
По словам Абрамова, госбюджет на строительство новых вокзалов практически ничего не затратит, так как за все заплатят заинтересованные инвесторы. Как уточнил сотрудник пресс-службы ДЖВ, практически все вокзалы уже есть, а строительство новых потребуется только в тех четырех регионах, куда до 2030 года придет железная дорога, то есть «в Туве, Магадане и двух других регионах».
Однако известно, что только в Москве будет построено не менее трех новых вокзалов. Решение об этом принято в среду на заседании градостроительного совета при мэре Москвы, на котором была утверждена генеральная схема развития московского железнодорожного узла. В соответствии с ней планируется перевести часть пассажиропотока с метро и наземного общественного транспорта на железную дорогу.
Согласно этой схеме в Москве необходимо построить новые вокзалы: один из них в районе станции «Серп и Молот», возле метро «Площадь Ильича», второй вокзал – на площади трех вокзалов и третий – в зоне «Москва-Сити». «У нас 210 километров железнодорожных путей, однако таким транспортом перемещаются всего 8% от общего пассажиропотока в сутки. При этом более чем 260 километров метрополитена перевозят 26% пассажиров. Наша задача – превратить железную дорогу во внутригородской транспорт», – заявил глава Москомархитектуры Александр Кузьмин.
Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин не видит препятствий при финансировании масштабного проекта РЖД. По его словам, у РЖД достаточно средств, чтобы при реализации задуманного не залезать в государственный карман.