Блэкаут в Московской энергосистеме в прошлом мае наделал много шуму. Почему-то для многих он был неожиданным, несмотря на многократные предостережения специалистов о том, что без обновления электроэнергетики – последнего островка советской экономической модели – коллапс неизбежен. Правду говоря, коллапс вышел не ахти какой ужасный. Да, четверть потребителей Москвы на несколько часов остались без света, но, слава богу, никто серьезно не пострадал, из лифтов и метро всех эвакуировали без потерь. Очень важно, что удалось сохранить инфраструктуру города, в том числе и энергетическую, на восстановление которой ушли бы месяцы.
Там, где речь идет о «железе», от сбоев не застрахован никто. Аварии в технологических системах были, есть и, увы, будут. В советское время наша страна пережила несколько крупных энергоаварий с массовыми отключениями населения. В газетах о них по понятным причинам не писали, хотя порой гасли целые города, а в 1948 году без света остался даже Кремль. На Западе только за последние 3 года аварии были в Швейцарии, США, Италии. Как говорят специалисты, в любой энергосистеме масштабные сбои происходят раз в 20–25 лет, и, как ни парадоксально, именно они двигают отрасль вперед. Все инциденты тщательно анализируются, в результате появляются более совершенные технологии и решения, направленные на повышение надежности энергоснабжения.
Из последней аварии уроки были извлечены правильные, что стало ясно уже зимой. Общими усилиями энергетики обеспечили безаварийное прохождение январских пиков нагрузки на энергосистему. Даже непопулярные ограничения промышленности были проведены так аккуратно, что не вызвали возмущения потребителей. Сейчас готовится Программа развития Московской энергосистемы, подготовленная РАО «ЕЭС России» во взаимодействии с администрациями Москвы и области. К 2011 году в регионе будет возведено более 5800 МВт генерирующих мощностей, развернуто строительство новых подстанций и линий электропередачи. «Выполнение этой программы даст нам возможность пройти максимум нагрузки уже следующей зимой более спокойно, более уверенно», – отмечает вице-мэр Москвы Петр Аксенов.
Но реализация программы упирается в деньги. Что бы ни послужило спусковым крючком московского блэкаута, главная причина очевидна – недоинвестированность энергетической отрасли. Сгоревший трансформатор отработал на «Чагино» больше 45 лет. Аналогичных трансформаторов на этой подстанции 180 штук, во всей Московской энергосистеме – 619, а в целом по стране – свыше 15 000. Замена всех трансформаторов стоит не меньше 200 млн. долл., но на это денег в отрасли нет. При нынешней системе тарифного регулирования РАО «ЕЭС России» не может вкладывать в новое оборудование и строительство больше 2,2 млрд. долл. в год. А ведь трансформаторы – не самый дорогостоящий и не самый ключевой элемент энергосистемы.
В РАО «ЕЭС России» считают, что инвестиции в отрасль нужно привлекать не после завершения реформы, а прямо сейчас – на завершающем ее этапе. В феврале на совещании у президента России Анатолий Чубайс предложил несколько вариантов: это и прямые инвестиции, и проведение эмиссий дополнительных акций генерирующих компаний. Президенту идеи понравились, и правительству было поручено проработать соответствующие решения.
Все предпосылки для привлечения инвестиций в предприятия РАО уже созданы. В 2005 году практически завершилось разделение региональных энергокомпаний по видам деятельности, сформированы компании новой структуры энергорынка. Электростанции «запакованы» в межрегиональные генерирующие компании – ОГК и ТГК, сетевой комплекс – в Федеральную сетевую компанию, диспетчерские службы собраны под крылом Системного оператора. Частные инвесторы готовы вкладываться в конкурентоспособные электростанции, покупать акции ОГК и ТГК. Системный оператор и ФСК по окончании реформы останутся под госконтролем. Соответственно государство может за счет бюджета выкупить акции этих компаний. Правительство в соответствии с законом об электроэнергетике получит контроль над ФСК и Системным оператором, а сетевики и диспетчеры – живые деньги на строительство ЛЭП и подстанций, модернизацию диспетчерских пунктов.
В свое время по такому пути пошел Китай. Отделение конкурентной генерации от монопольных сетей позволило привлечь частный капитал в строительство ТЭЦ, а государству сосредоточиться на инфраструктурных компаниях. Сегодня масштабы строительства энергообъектов в Поднебесной колоссальны: в 2004–2005 гг. в эксплуатацию было введено 55 000 МВт генерирующих мощностей, в то время как в России – меньше 2000 МВт.
Вопрос об инвестициях в энергетику правительство рассмотрит на заседании 8 июня. От того, какое решение будет принято, зависит, будет энергетика жить без инвестиций или без аварий.
Полоса подготовлена с использованием материалов РАО «ЕЭС России».
Первоочередные вводы энергетических мощностей и оборудования РАО ⌠ЕЭС России■ в Московской энергосистемеГенерация | Новое строительство | 3 парогазовых блока 450 МВт на ТЭЦ-27 и ТЭЦ-21; парогазовый блок 400 МВт на ТЭЦ-26; 2 парогазовые установки 170 МВт на ТЭЦ-12 и ТЭЦ-20; энергоблоки суммарной около 100 МВт на ТЭЦ-9 и ГРЭС-3; энергоблок 330 МВт на Каширской ГРЭС; блок 400 МВт на Шатурской ГРЭС; Загорская ГАЭС-2 420 МВт; Мобильные газотурбинные электростанции | 3586 МВт |
Реконструкция | ГЭС-1; ТЭЦ-9; ТЭЦ-12; ТЭЦ-21; ТЭЦ-22; ТЭЦ-23; ТЭЦ-26; ТЭЦ-28 | 225 МВт | |
Трансформаторные подстанции | Новое строительство и реконструкция | Трансформаторные подстанции различного класса напряжения, в том числе ПС 500 кВ ⌠Западная■, ПС 500 кВ ⌠Очаково■, ПС 500 кВ ⌠Чагино■, ПС 500 кВ ⌠Бескудниково■ и ПС 750 кВ⌠Белый Раст■ | 11 825 МВА |
Транспортные системы | Линии электропередачи | 2532 км |
Источник: РАО ⌠ЕЭС России■