Норвежская Statoil намерена выходить на российский рынок: к 2020 году компания планирует добывать в России около 10 млн. тонн в год. «Россия может стать одним из главных регионов добычи для Statoil за пределами нашей страны», – сказал глава Statoil Russia Кристоффер Маро журналистам на конференции в Лондоне. По его словам, концерн привлекают не только близкие к Норвегии месторождения в Баренцевом море, но месторождения Восточной Сибири и Сахалина.
Планируемые Норвегией объемы добычи российской нефти составляют около 2% всего отечественного нефтяного рынка, что по текущим ценам эквивалентно 4 млрд. долл.
«У Норвегии накоплен обширный опыт в разработке шельфовых месторождений, который мог бы быть очень полезен российским компаниям», – сказал «НГ» управляющий партнер компании «4D Consalt» Григорий Выгон. Напомним, что «Газпром» уже начал перенимать у норвежцев опыт работы на шельфах – в сентябре Statoil в числе прочих компаний вошла в список участников на разработку крупнейшего газоконденсатного Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Кристофер Маро не скрывает, что у концерна сложились теплые отношения с российскими компаниями, отметив, что хорошие контакты налажены, в частности, с государственными «Газпромом» и «Роснефтью».
«Роснефть» может предложить Statoil поучаствовать в сахалинских проектах, опять же ввиду того, что у Statoil есть опыт работы и технологии подводной добычи. Возможно также участие норвежцев в освоении Восточной Сибири – тяжелые природные условия и отсутствие инфраструктуры значительно повышают стоимость разработки в этом регионе. Учитывая тяжелое финансовое положение «Роснефти», такой партнер, как Statoil, пришелся бы весьма кстати», – считает Григорий Выгон.
По мнению экспертов, тот факт, что «особые отношения» у Statoil сложились именно с государственными компаниями, – не случайность. Вопрос энергетического сотрудничества двух стран неоднократно обсуждался на самом высоком уровне. В частности, на июньской встрече с премьер-министром Норвегии Кьелль-Магне Бундевиком президент России Владимир Путин предлагал «соединить российские возможности по запасам нефти и газа с опытом газовиков и нефтяников Норвегии». Тогда президент высказал мнение, что от такого слияния «эффект мог бы быть очень большим как для наших стран, так и для Европы». Это лишний раз подтверждает тот факт, что энергетические диалоги Россия ведет исходя не только из экономических, но и из политических интересов, используя свои природные ресурсы для укрепления влияния на мировой арене.