Недовольство, высказанное недавно президентом Владимиром Путиным по поводу темпов реализации проекта нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), придало значительное ускорение деятельности чиновников в этом направлении. Строительство трубы, задуманное более полутора лет назад, может начаться в самое ближайшее время. Уже завтра должно завершиться согласование графика проектирования и строительства, а к 15 ноября Минпромэнерго внесет документ в правительство.
Однако, несмотря на это, детали проекта все еще не согласованы окончательно. Нерешенным остается вопрос строительства ответвления от Сковородино (Амурская область) до границ КНР. Напомним, что строительство нефтепровода предполагается осуществить в два этапа: на первом этапе предусматривается создание участка нефтепровода Тайшет – Сковородино. Второй этап включает строительство трубы от Сковородино до бухты Перевозная. Китай, крайне заинтересованный в скорейшем увеличении поставок российской нефти, всеми силами стремится «вклинить» строительство китайской ветки нефтепровода между первым и вторым этапами реализации проекта. Это позволило бы потенциально поставлять в Поднебесную 30 млн. тонн нефти в год, что более чем в два раза превышает существующий объем экспорта российской нефти в Китай.
«КНР предлагает закрепить на уровне межправительственного соглашения этот проект, но, с нашей точки зрения, в этом нет необходимости, поскольку все вопросы по проекту должны обсуждаться и решаться на уровне компаний двух стран», – сказал на днях вице-премьер Александр Жуков во время своего визита в Китай. Он также отметил, что достигнута предварительная договоренность «об изучении вопроса».
Судя по всему, стратегию решения вопроса о российском черном золоте на уровне компаний переняла и Япония, которая не столько интересуется нефтью, сколько стремится противостоять возрастающему влиянию Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В противовес существующей договоренности между «Роснефтью» и Китаем о поставках российской нефти в КНР Япония начала переговоры с компанией «Сургутнефтегаз», которая также играет видную роль в освоении месторождений Восточной Сибири. Об этом «НГ» рассказал источник, близкий к переговорам.
Однако, по мнению экспертов, китайское ответвление ВСТО все же будет построено. Ведь КНР не только готова покупать российскую нефть, но и выразила желание профинансировать само строительство трубы, а также разработку месторождений Восточной Сибири. С этой точки зрения Китай является крайне выгодным партнером для России. Тем не менее аналитики убеждены, что в русско-азиатском энергетическом диалоге Россия вряд ли будет ориентирована исключительно на Поднебесную: в интересах нашей страны диверсифицировать рынки сбыта, поэтому сотрудничество с Японией представляет для России больше стратегический интерес, нежели экономический.