Предстоящая распродажа активов ЮКОСа, которая начнется с аукциона по «Юганскнефтегазу», может привести к снижению реальных инвестиций в развитие нефтяной отрасли. Деньги, которые отечественные и западные компании планировали направить в российскую топливную промышленность, уйдут на покупку «дочек» опальной нефтяной компании и достанутся государству.
Вчера стали понятны итоги аукциона по продаже основного добывающего предприятия ЮКОСа ОАО «Юганскнефтегаз», который состоится 19 декабря. Глава «Газпромнефти» Сергей Богданчиков, являющийся также президентом поглощаемой «Газпромом» госкомпании «Роснефть», объявил, что «Газпромнефть» примет участие в аукционе. При этом без заемных средств «Газпромнефть» не обойдется, даже если выступит на аукционе в консорциуме с другими российскими нефтяными компаниями. Скорее всего покупку «Юганскнефтегаза» прокредитует Deutsche Bank, который и посоветовал вновь создаваемой нефтегазовой монополии ее осуществить.
Даже если весь «Юганскнефтегаз» достанется «Газпромнефти» и государственной компании не придется расплачиваться с немецким банком акциями этого предприятия, остальные «дочки» ЮКОСа вполне могут быть впоследствии куплены иностранными компаниями. Западные нефтегазовые гиганты и не скрывают своего к ним интереса. Председатель правления германского энергетического концерна E.ON AG недавно заявил, что его интересуют газовые активы ЮКОСа. «Если они будут выставлены на продажу, мы подумаем», – сказал он. Итальянская ENI, до сих пор отрицающая свой интерес к прямой покупке «Юганскнефтегаза», не скрывает своих намерений вкладывать средства в российский нефтегазовый сектор – возможно, путем покупки акций того же «Юганскнефтегаза» у победителя аукциона. Таким образом итальянцы хотят избежать возможных проблем с судебными исками миноритариев ЮКОСа, считающих продажу «Юганскнефтегаза» незаконной. Среди вероятных участников предстоящих распродаж называют также американские компании Shell, ExxonMobil, ChevronTexaco, китайскую корпорацию CNPC и других. Так или иначе, ЮКОС станет для иностранцев своеобразной лазейкой, через которую начнется их массовая экспансия в российскую нефтянку. Это может существенно увеличить их долю на российском рынке, которая сейчас не превышает 10%.
Причем при объективном увеличении количества средств, затраченных компаниями, в том числе иностранными, в российском сырьевом секторе качество этих инвестиций существенно упадет. За девять месяцев текущего года иностранцы направили в российскую топливную промышленность около 7 млрд. долл., еще 605 млн. долл. получили химическая и нефтехимическая промышленность. Для массовой скупки активов ЮКОСа (за исключением «Юганскнефтегаза», уже обещанного, очевидно, «Газпромнефти») понадобится сумма, как минимум сопоставимая, а скорее всего превышающая эти цифры. Поэтому вряд ли в ближайшее время российской сырьевой отрасли следует ожидать значительных финансовых вливаний.
Правда, некоторые западные нефтяные компании уже объявляли о других направлениях своих инвестиций – в частности, французская Total планирует вложить 4,7 млрд. долл. в освоение Ванкорского месторождения – однако и они вполне могут соблазниться крупными кусками российской нефтянки, которые не надо поднимать с нуля, и которые продаются по бросовым ценам.
Это будет означать, что средства, которые планировалось направить на геологоразведку, развитие месторождений и перерабатывающих производств, попадут не в отрасль, а в российский бюджет. В итоге будущее отечественной нефтянки выглядит парадоксальным. Российская сторона в нефтяном секторе будет представлена гигантской непрозрачной нефтегазовой монополией «Газпрома», либерализации рынка акций которого после его грандиозных покупок можно и не дождаться. О транспарентности финансовых потоков и формирования тарифов, себестоимости добычи и переработки можно будет вообще забыть – государство не бывает эффективным собственником в коммерческих предприятиях. Однако конкурировать с гигантом смогут только западные нефтегазовые концерны, которым останется все, чего не успеет, не сможет или не захочет купить «Газпром».
Работая на российском рынке и платя здесь налоги, иностранные компании вместе с «Газпромом» будут формировать Стабилизационный фонд РФ. Принципы расходования средств из этого фонда не позволяют государству инвестировать их в отечественную промышленность, зато разрешают делать вложения за рубежом. Туда же будет уходить и прибыль, которую будут получать от работы в России западные нефтяные компании. России останется довольствоваться прибылью «Газпрома», к формированию которой у экспертов всегда возникает масса вопросов. Поэтому создание грандиозной монополии не только не поможет, но и отодвинет во времени избавление России от «гордого» звания сырьевого придатка Запада.