Михаилу Фрадкову не нравится, когда результаты исследований 'лежат на полках'.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сегодня премьер-министр РФ Михаил Фрадков представит президенту свои изменения в структуре нового правительства. После этого, по словам Фрадкова, поступят предложения по кадровому составу кабинета министров. А вчера глава российского правительства встречался с академиками и выступал на ежегодном общем собрании Российской академии наук (РАН). Огромный зал РАН в день собрания был забит до отказа. Свободных мест практически не было, ученые стояли вдоль стен и даже сидели на ступеньках между рядами. Михаил Фрадков прибыл к началу собрания и перед собственным выступлением вместе с академиками прослушал традиционный доклад главы РАН Юрия Осипова о важнейших научных открытиях российских ученых за минувший год.
Перечислив последние уникальные разработки российских ученых, Юрий Осипов от лица академиков обратился к правительству с несколькими просьбами. В нашей стране давно пора построить завод по производству человеческого инсулина, на закупку которого тратится ежегодно по 100 млн. долл. На Россию влияет глобальное потепление климата, и необходимо как можно скорее определиться с ратификацией Киотского протокола. Нужно, наконец, создать базу для инновационной деятельности и механизм ее регулирования. РАН в последние годы вынуждена активно заниматься инновациями, но это наносит ущерб собственно фундаментальной науке. Юрий Осипов предложил сделать акцент на создании вокруг РАН фирм-«спутников», которые занимались бы конкретными проектами, чтобы ученые могли сосредоточиться на исследованиях. А в заключение глава РАН официально попросил правительство выделить деньги на техническое переоснащение академии. «Возможно, я дилетант, но, может быть, можно их взять из Стабилизационного фонда», – смущенно добавил Осипов.
Однако Михаил Фрадков предложил ученым иной вариант решения проблем. Основой развития отечественной науки премьер назвал именно инновационную деятельность, а точнее – претворение научных разработок в жизнь. «Результаты научных исследований не должны оставаться на полках», – резюмировал Фрадков и добавил, что необходимо обеспечить доступ частных компаний к инновационным ресурсам. Кроме того, правительство готово передать частным фирмам право собственности на результаты научных разработок, сделанных на государственные деньги. Спрос на результаты научной деятельности, убежден премьер, приведет к притоку средств в эту сферу. Что касается финансирования, то, твердо заявил Фрадков, «ситуация выправляется», финансирование науки растет точно в соответствии с графиком: 34 млрд. руб. в 2002 году, 40 млрд. – в 2003-м, 46 млрд. – в 2004 году. А в качестве дополнительного источника средств Фрадков предложил использовать перераспределение ресурсов внутри государственного сектора науки. «Резервы тут немалые, – сообщил ученым премьер, – госсектор науки распоряжается значительной частью госсобственности. Но управление ею неэффективно». Премьер предложил академикам самим определиться с ограниченным списком приоритетных направлений в науке, которые нужно развивать в первую очередь. Именно их государство и будет финансировать.
Позже журналисты попытались получить у премьера более конкретный ответ на вопрос, могут ли средства из Стабфонда быть направлены на переоснащение Академии наук. Юрий Осипов при этом грустно улыбнулся, видимо, зная, что ответит премьер. «В соответствии с нормативными документами Стабилизационный фонд создавался не для этого, так что прямой ответ – нет», – твердо ответил Михаил Фрадков.