Виктор Христенко уверен, что новые законы помогут создать рынок доступного жилья.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Вместо трех месяцев на доработку Градостроительного кодекса и связанных с ним законопроектов правительству отпущена всего неделя. По ее окончании пакет из 27 законопроектов, касающихся жилищной политики, в который входит Градостроительный и Жилищный кодексы, будет внесен в Госдуму. Кабинет министров так торопится с их принятием, что решил оставить доработку на период между первым и вторым чтениями законопроектов.
Жилищный кодекс – документ в своем роде удивительный: при всей своей важности он разрабатывался восемь лет. В Белом доме уверяют, что уж на этот раз сумели учесть интересы абсолютно всех сторон. Кроме того, пакет, как утверждается в докладе Минпромэнерго, принесет вполне конкретные результаты. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко на вчерашнем заседании привел эти цифры: при принятии пакета законопроектов в стране будет каждый год вводиться 70–80 млн. квадратных метров нового жилья вместо 36,5 млн., как в 2003 году. Но что еще важнее, количество людей, которые смогут купить квартиру, должно увеличиться с нынешних 9,5% до 30%, а объемы ипотечного кредитования вырасти аж в 30 раз – с 10 млрд. рублей, выданных в прошлом году, до 350 млрд. Пока же на одного жителя России приходится всего около 20 квадратных метров жилья (для сравнения – в Европе 40, а в США 70), а общая потребность в жилье достигает 1,6 млрд. квадратных метров. На конкретных результатах особенно настаивал премьер-министр РФ Михаил Фрадков, предупредив министров, что за действиями правительства должно последовать реальное «увеличение количества крыш и полов».
Основной способ стимулировать строительство, по мнению министров, – разрушить административные барьеры, сократив тем самым издержки застройщиков. По словам Виктора Христенко, в среднем по стране квадратный метр жилья продается за 16 000 рублей, тогда как себестоимость его составляет лишь 8000 рублей – не в последнюю очередь из-за неоправданных расходов на инфраструктуру, на предоставление части квартир в госсобственность и трудностей с получением площадок.
Членов кабинета министров интересовало, не получится ли перекосов при реализации законов, если либо спрос, либо предложение на рынке жилья будут расти слишком быстро. Михаил Фрадков заметил, что за удорожанием квартир надо следить, а министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов вообще усомнился, что предлагаемые законопроекты смогут привести рост конечных цен на квартиры в соответствие с ростом их себестоимости. По данным Минпромэнерго, в прошлом году стоимость строительства выросла на 16%, а квартир – на 26% (в Москве и вовсе на 40%).
Однако Виктор Христенко стоял на своем: принятие всех законопроектов в пакете позволит создать в стране именно рынок доступного жилья. В то же время премьер-министр напомнил, что не исключен и «пузырь» на рынке недвижимости, однако в это чиновники верят еще меньше: по словам источника в Минпромэнерго, небольшое падение цен возможно к концу 2005 года, но никакого обвала на рынке не будет.
В свою очередь, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил коллегам по кабинету министров, что все усилия правительства могут быть сведены на нет, если рынок недвижимости, который сейчас является спекулятивным, останется поделен между несколькими крупными компаниями. В значительной мере большая разница между себестоимостью и конечной ценой связана как раз с согласованными действиями крупных игроков, возразил Артемьев Виктору Христенко. Главу ФАС поддержал премьер, приказав обратить внимание на конкуренцию на рынке жилья.
Вместе с тем на вчерашнем заседании лишь вскользь было упомянуто о сокращении очереди на получение бесплатного жилья. Перед внесением законопроектов в правительство чиновники признавались, что эта очередь в 4,4 млн. семей все равно практически не двигается, поэтому чем заставлять людей ждать жилье в среднем по 20 лет, лучше пойти на сокращение очереди и предоставление нуждающимся жилищных субсидий. После вступления Жилищного кодекса в силу в очереди останутся лишь малоимущие граждане, при этом она сократится до 2 млн. семей, а срок ожидания квартиры – до 5–7 лет. Определять, какие люди относятся к малоимущим, региональные власти будут сами, так же как и изыскивать средства на жилищные субсидии. В последний момент в законопроекты была включена также норма о прекращении бесплатной приватизации.