Геннадий Фадеев планирует более эффективно использовать пассажиров.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Новые принципы взаимоотношений с пассажирами провозглашает ОАО «РЖД». Компания обещает кардинально реформировать пассажирские перевозки, начав с создания в мае Федеральной пассажирской дирекции (ФПД), а в конце года – ее «дочки», Федеральной пассажирской компании. Об этом было заявлено на завершающемся сегодня заседании правления ОАО «РЖД».
Дирекции будет передано имущество пассажирского комплекса: 16 региональных дирекций, 46 вагонных депо, 332 вокзала, 25,5 тыс. пассажирских вагонов. Общая сумма будущего имущества ФПД достигнет 100 млрд. руб. На всех 17 железных дорогах имущество и структура пассажирского комплекса дальнего следования уже обособлены от остальной деятельности. Однако и после создания ФПД начальники железных дорог продолжат управлять пассажирскими перевозками: так, в технологических вопросах и вопросах безопасности им будут подчиняться руководители региональных дирекций. После 2005 года региональные дирекции выделятся из ФПК в виде «дочек», а ФПК станет управляющей пассажирским комплексом холдинговой компанией.
Руководство РЖД не устает повторять, что пассажирские перевозки сейчас убыточны, а вот если ими займется отдельная компания, то можно заставить их приносить прибыль. В 2003 г. дальние перевозки потребовали расходов в 84 млрд. рублей, а принесли 47,9 млрд. рублей. Теперь же железнодорожники сумели выявить высокодоходные виды деятельности при пассажирских перевозках, которые могут приносить, по словам вице-президента РЖД Сергея Козырева, до 15 млрд. рублей. Сейчас от оказания дополнительных услуг компания получает только 2 млрд. Теперь же в компании уже разработаны бизнес-проекты в сферах питания и торговли, перевозки багажа, сервисных услуг на вокзалах, продажи железнодорожных проездных документов, коммерческих и туристических перевозок. Кроме того, президент РЖД Геннадий Фадеев заявил, что в будущем компания сможет использовать более эффективно «тот многомиллиардный поток пассажиров, которым оперирует РЖД». О потоке пассажиров железнодорожники вообще говорят с любовью и благодарностью, считая его своим «специфическим конкурентным преимуществом» и «нематериальным активом». «Создание благоприятных условий генерирования этого нематериального актива – основа для повышения качества обслуживания пассажиров», – считают в РЖД.
За 10 лет основные фонды пассажирского комплекса значительно износились: если в 1993 году износ основных средств составлял 18%, то в прошлом году – уже 55%. В связи с реорганизацией структуры РЖД уже подготовлен проект нового прейскуранта на перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа и услуги инфраструктуры. Как и внедренный в прошлом году грузовой прейскурант, пассажирский разделен на четыре составляющих: локомотивную, инфраструктурную, вагонную и вокзальную. Кроме того, будет введено 9 классов обслуживания пассажиров. Пока неизвестно, насколько вырастет стоимость путешествия на поезде, но можно с уверенностью предсказать, что это увеличение будет не ниже уровня инфляции. Кроме того, вводя новый прейскурант, руководство РЖД недаром говорит о желании сделать пассажирские перевозки окупаемыми.
Однако, несмотря на все это, компания заявляет, что не обойдется собственными средствами при реформировании своего бизнеса: руководство РЖД уже заявило, что «динамичное развитие пассажирского комплекса дальнего следования как отдельного вида бизнеса в Федеральной пассажирской компании невозможно без финансовой поддержки из федерального бюджета, а также принятия механизма государственной финансовой поддержки пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте».