Менеджеры из «Альфа-Шереметьево» пока не могут полноценно управлять аэропортом.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Угасшие было страсти вокруг международного аэропорта «Шереметьево» (МАШ) на днях разгорелись с новой силой. Депутат Госдумы и совладелец Национального резервного банка (НРБ) Александр Лебедев обратился к премьер-министру РФ с просьбой аннулировать итоги конкурса на управление МАШ, в соответствии с которым победила «Альфа-групп». «Я обратился к Фрадкову с просьбой отменить итоги конкурса на управляющую компанию «Шереметьево», – сказал Александр Лебедев. – Я могу сказать больше: я уверен, что этот конкурс будет отменен». Правда, откуда берется эта уверенность, депутат не уточнил. Зато известно, что официального утверждения победы «Альфы» в тендере еще не было, а значит, уверенность Лебедева может получить подтверждение.
Напомним, конфликт НРБ и «Альфы» тянется с прошлого года, когда последняя добилась от правительства проведения конкурса на управление МАШ и строительство в нем третьего терминала. Против конкурса неоднократно выступал Александр Лебедев, в то время глава НРБ, мотивируя это защитой интересов «Аэрофлота» (НРБ имеет пакет в «Аэрофлоте»). 28 января 2004 года конкурс состоялся, и победителем была признана «дочка» «Альфа-групп» «Альфа-Шереметьево». Она получила право три года управлять аэропортом. Второй участник конкурса – «Интер-терминал», учрежденный «Аэрофлотом», НРБ и французской фирмой Vinci, соответственно остался не у дел. Между тем компания, управляющая «Шереметьевом», получает контроль над выручкой аэропорта, которая по итогам 2003 года может достичь 3,8 млрд. рублей (чистая прибыль – около 700 млн. рублей). Как уже писала «НГ» (см. 04.02.04), главной приманкой для «Альфа-групп» является возможность в будущем участвовать в приватизации аэропорта.
Как сказал «НГ» гендиректор «Альфа-Шереметьево» Игорь Барановский, прежнему кабинету министров не хватило буквально двух недель, чтобы утвердить итоги тендера; когда это сделает новый кабинет, пока непонятно. «Мне неизвестны никакие юридические или иные причины, которые могли бы привести к отмене результатов конкурса, – говорит Игорь Барановский, – конкурс прошел в соответствии с регламентом, победа была действительно заслужена большим потом».
Интрига заключается в том, что решение правительства может быть самым неожиданным. С одной стороны, премьер уже показал себя сторонником государственного, а не частного управления, например, в вопросе о трубопроводах или лесах. С другой стороны, нет гарантии, что Фрадков поддержит инициативу Лебедева. Известно, что с 1992 по 1996 год нынешний премьер работал заместителем министра внешнеэкономических связей и торговли – в то время, когда пост министра занимал теперешний президент Альфа-банка Петр Авен. Впрочем, Петр Авен уже заявлял «НГ», что для него близкое знакомство с премьером не является лоббистским ресурсом.
Как сообщил «НГ» пресс-секретарь премьер-министра Александр Жаров, письмо Лебедева поступило в правительство и будет рассматриваться в том же порядке, что и все письма депутатов. На него будет дан ответ, но совершенно необязательно самим премьером; вполне возможно, что в соответствии с правилами документооборота письмо будет расписано соответствующему министерству. Соответствующее министерство – это Министерство транспорта и связи. Однако получить в ближайшее время какую-то внятную позицию этого ведомства скорее всего не удастся – сейчас Минтранс сосредоточен на формировании собственной структуры. В прежнем ведомстве авиацию курировал замминистра Александр Нерадько, но он теперь возглавляет Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, а Федеральное агентство воздушного транспорта возглавил новый человек – Николай Шипиль, который до последнего времени руководил государственной транспортной компанией «Россия».
Стоит отметить, что 100% акций МАШ принадлежит государству, кроме того, госчиновники составляют совет директоров аэропорта. Соответственно решающее слово в любом случае остается за главой правительства. О личной позиции премьера по этому вопросу ничего не известно.