Кристофа Рюля поражает отсутствие информации о владельцах российских компаний.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
«Абсурдная ситуация: самая крупная страна в мире – и никто не знает, насколько сильно сконцентрирована экономика», – заявил главный экономист представительства Всемирного банка (ВБ) в РФ Кристоф Рюль вчера на презентации экономического меморандума по России «От экономики переходного периода к экономике развития», в котором экономисты ВБ оценили, какие структурные изменения произошли в нашей стране за пять лет после кризиса 1998 года.
Правда, провести такое исследование было не так просто. «В моей стране – я имею в виду Германию – можно пойти в магазин и купить книгу, где написано, кто чем владеет, – поделился с журналистами Кристоф Рюль. – В России такую информацию получить очень сложно». Формальное владение сильно отличается от реального, и в результате экспертам ВБ удалось собрать информацию о владельцах лишь 1300 крупнейших компаний вместо 3000. По информации, собранной на рынке, удалось выявить 23 крупных частных собственника (компании), которые контролируют 38% занятости и 36% сбыта. При этом оказалось, что наименее эффективно работают крупные государственные компании, вслед за ними идут крупные отечественные компании, а лучше всех работают компании с иностранным капиталом. Единственный способ избежать вредных последствий концентрации для России, по мнению экономистов ВБ, – обеспечение конкуренции, в том числе путем вступления страны в ВТО и поощрения иностранных инвестиций.
Также специалисты ВБ вновь напомнили российским властям о необходимости структурной перестройки экономики. В послекризисный период, сказано в докладе, небывалому росту экономики – в общей сложности на 40% – способствовали три фактора: высокие цены на нефть, изменение относительных цен и формирование экономической политики. Люди, которые до кризиса числились на работе, после него действительно начали работать; реальные доходы росли быстрее, чем производительность. Потеряв возможность занимать дешевые деньги, российское правительство наконец-то начало проводить разумную политику бюджетного профицита и сокращения долга. Именно это может и дальше работать на рост ВВП. Как и формирование цен на энергоносители ниже уровня издержек, что позволяет российским предприятиям выжить в конкурентной борьбе. Однако, предостерегают экономисты ВБ, субсидирование цен на электроэнергию на деле приводит к тому, что производства остаются в местах, где они не остались бы в отсутствие такой поддержки. А с таким трудом добытый профицит государственного бюджета может быть «использован для субсидирования неэффективных экономических структур».
Кроме того, экономисты Всемирного банка предостерегают российское руководство от увлечения перераспределением налоговых поступлений из таких сверхдоходных отраслей, как нефтянка, в менее доходные отрасли (напомним, правительство уже в принципе приняло решение о дополнительном налогообложении нефтяных компаний при ценах на нефть больше 27 долларов за баррель). «Трансферты в нерыночные сектора являются кратковременными и в итоге наносят вред», сказано в меморандуме. Пока эти деньги планируется направлять в неприкосновенный стабфонд. Но, по мнению специалистов ВБ, гораздо больше пользы было бы, если бы эти средства были направлены, например, на увеличение доли частного сектора в экономике за счет сокращения занятости в секторе государственном. Или на создание транспортной инфраструктуры и повышение эффективности системы образования. Все это приведет к структурным изменениям и ускорит экономический рост.