Премьер-министр РФ Михаил Фрадков в конце минувшей недели поведал миру о грядущих переменах в работе правительства. Изменения, похоже, грядут революционные. Как выразился сам глава кабинета министров, цель всех преобразований – «не уменьшить количество замов, а сломать существующую систему управления, чтобы построить новую». Премьер добавил, что ему уже приходилось проводить такие реформы в бытность главой ФСНП. «Если не получится, это будет моя вина, но не получиться не может», – заверил премьер, добавив, что в этом вопросе не надо перекладывать ответственность на главу аппарата правительства Дмитрия Козака. Судя по всему, в процессе «сломки» существенно изменится и расстановка сил в правительстве.
Похоже, меняется вся идеология деятельности кабинета министров. Отныне ключевая роль, как и в советские времена, отводится отраслевым министрам – Виктору Христенко (Минпромэнерго), Игорю Левитину (Министерство транспорта и связи), Андрею Фурсенко (Минобразования и науки). Теперь они будут полностью самостоятельно формулировать задачи в своих отраслях. Это должно, по словам премьера, способствовать проведению «осмысленной экономической политики с выходом на реальные сектора экономики».
Иными словами, теперь единого центра экономических реформ в правительстве не будет. Напомним, что в прежнем правительстве планированием занималось Минэкономразвития, отвечая за разработку концепций всех реформ. Теперь же его руководитель Герман Греф рискует лишиться роли первой скрипки в кабинете министров. Его ведомству премьер поручает «анализировать, прогнозировать и экспертировать», а также сводить информацию и планы министерств.
Более того, Герман Греф явно теряет аппаратный вес даже по сравнению с первоначальными планами по реорганизации правительства. По существу, из «денежных» агентств под МЭРТом остаются лишь кадастр и таможня, причем функции последней частично отдаются под кураторство министру финансов Алексею Кудрину. Даже управление федеральным имуществом, которое в новом правительстве должно осуществлять подчиненное МЭРТу агентство, не достанется Грефу в полном объеме. Так, руководить работой государственных унитарных предприятий (ГУПов) будут непосредственно отраслевые ведомства, и до середины апреля МЭРТ должен вместе с ними выработать новый порядок управления госсобственностью.
Таким образом, у Германа Грефа практически не остается рычагов воздействия на экономические процессы в стране. Серьезной проблемой для министра становится и то, что с потерей влияния с него не снимается ответственность за преобразования – все-таки именно ведомство Грефа будет сводить воедино информацию отраслевиков. Учитывая, что каждый из министров будет стремиться расписать состояние и планы работы своей отрасли в наиболее благоприятном для себя виде, участи Германа Грефа не позавидуешь.
На фоне резкого ослабления позиций Грефа становится очевидным усиление Алексея Кудрина, похоже, выигравшего борьбу с МЭРТом за влияние в новом правительстве. Вряд ли без последствий останется, например, сделанное на днях заявление заместителя Грефа Аркадия Дворковича о том, что двух заместителей министру мало. Обращает на себя внимание то, что министра финансов Алексея Кудрина премьер похвалил за то, что тот уже сократил вдвое департаменты у себя в Минфине. Есть и прочие, косвенные, но не менее симптоматичные признаки потери Грефом своего влияния. К примеру, не случайно вице-премьер Александр Жуков публично усомнился в необходимости вводить особые экономические зоны («детище» ведомства Германа Грефа) – хотя решение правительства, одобрившего соответствующую концепцию, уже состоялось.
И разумеется, вряд ли главу Белого дома устроили представленные МЭРТом к предпоследнему заседанию правительства сценарные условия экономического развития (см. «НГ» от 26.03.04). На брифинге Михаил Фрадков отметил, что эти условия были «завязаны на нефти», а всем известно, как болезненно руководство страны реагирует на «сырьевую зависимость». Как заявил на брифинге премьер, России необходимо найти внутренние источники для роста экономики, для чего следует «определить узкие места, которые сдерживают экономический рост». Сделать это должны не только министры, но и экономическое сообщество – так, в четверг премьер намерен обсудить этот вопрос с руководством РСПП. А в скором времени глава правительства намерен создать комиссию по конкурентоспособности, которая займется определением критериев и способов достижения последней. С созданием такой комиссии прекратит работу Совет по предпринимательству.
Дал премьер и представление о новых способах работы правительства. По словам Фрадкова, он будет рекомендовать министрам работать с подчиненными по той же схеме, по которой это будет делаться в Белом доме: премьер намерен постоянно собирать у себя руководителей департаментов и проводить с ними беседы. Этот метод уже опробован на федеральных министрах: неформальные совещания в кабинете у премьера, которые, как признался Фрадков, длятся порой по пять часов, позволяют обсудить все вопросы и сделать короче заседания правительства.