С самого начала недели российская делегация во главе с замминистра экономического развития и торговли Михаилом Медведковым ведет очередной, 23-й, раунд переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако такой неторопливый переговорный процесс, судя по всему, надоел президенту. Во всяком случае, на днях он сделал весьма едкое замечание министру экономического развития Герману Грефу. «Мы очень серьезно продвинулись по этому вопросу, есть ощущение, что мы сможем договориться», – сказал Греф, на что Путин ответил: «Хотелось бы».
В то же время выгоды России от вступления в ВТО постоянно подвергаются сомнению; так, согласно исследованию Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, убытки от этого могут достичь 25% ВВП. Хотя, как сказал «НГ» ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников, сложно просчитать конкретные потери России от вступления в ВТО; ясно только, что в случае полного принятия условий партнеров по переговорам отечественная экономика этого просто не переживет. «Особенно интересен вопрос доступа наших сельхозпроизводителей на мировой рынок, – отмечает Сальников. – Понятно, что речь может идти не о полной свободе, а о каких-то квотах, но добиваться этого надо». Правда, противоположная сторона уже подняла вопрос о субсидиях, которые Россия собирается направить отечественным сельхозпроизводителям. «Но понятно, что реально эта цифра будет на порядок меньше», – считает Сальников.
Не совсем понятно, как этот процесс переговоров можно катализировать. По мнению Сальникова, российской делегации не стоит идти на уступки, зато можно в качестве предмета торга использовать вступление новой группы стран в ЕС, что также несет России убытки (они могут доходить до 150 млн. долларов в год).
Разумеется, не для всех отечественных рынков ВТО несет угрозу. Так, спокойствие царит на рынках банковских и страховых услуг, где квоты для иностранного капитала уже увеличены до требуемых в ВТО, а доля иностранцев все равно невелика. Свеженазначенный глава Федеральной службы страхового надзора РФ Илья Ломакин-Румянцев уже заявил вчера, что «страховой рынок России готов к работе в условиях ВТО». Зато активизировались отечественные автопроизводители. Объединение автопроизводителей России уже предложило повысить пошлины на новые иномарки с 25 до 35%. Кроме того, АвтоВАЗ готовится к концу года вновь поднять цены на свою продукцию и довести стоимость автомобилей новых моделей до 10 тысяч долларов.
Как напоминает аналитик компании «Финам» Екатерина Родина, с марта 2004 года АвтоВАЗ уже повысил цены на автомобили семейства «Лада» на 1,09%, примерно на столько же повышались цены в январе и феврале. «Правда, автомобили нового семейства «Калина» будут дорогими прежде всего из-за своей высокой себестоимости, – уточняет аналитик. – Однако, как мне кажется, потребитель предпочтет купить не российский автомобиль, пускай даже нового семейства, а дешевую иномарку, произведенную в России».