И.о. вице-премьера Борис Алешин вчера с самого утра, как и два дня до этого, ждал встречи с кандидатом в премьеры Михаилом Фрадковым. Причем еще в половине одиннадцатого утра главе комиссии по административной реформе не было даже примерно известно время этой встречи. Алешин собирался в одиночестве, без коллег по комиссии, донести до Фрадкова информацию о деятельности правительства и о всех наработках, имеющихся к сегодняшнему дню.
От этого разговора зависела и судьба самого Алешина. Ведь с назначением премьером Фрадкова ход административной реформы в нынешнем виде резко ломается. Как сказал «НГ» источник в правительстве, Алешин предлагал полностью менять структуру госаппарата, построив ее на основе оставшихся после инвентаризации госфункций. Но сделать это в краткие сроки, которые отведены новому премьеру на формирование кабинета, невозможно. Только для того, чтобы устранить признанные ненужными функции, необходимо принять 400 нормативных актов. То же, что собирается сделать Фрадков (и что озвучил спикер Госдумы Борис Грызлов – об уменьшении количества министерств на треть), фактически противоречит сегодняшней административной реформе: это просто сокращение и слияние ведомств «сверху». Поэтому никаких предположений о своей судьбе Алешин не делал. Как пояснил «НГ» источник, близкий к и.о. вице-премьера, «сейчас слишком много неизвестных величин, чтобы строить какие-то прогнозы о будущем Алешина». Можно было даже предположить, что если Алешину не дадут продолжать курировать его блок вопросов, то он готов покинуть правительство.
Однако, прибыв в Белый дом, первым делом Михаил Фрадков встретился с и.о. вице-премьеров Виктором Христенко и Алексеем Гордеевым и именно с ними начал обсуждать вопросы формирования новой структуры правительства РФ и текущую деятельность кабинета. Когда номер подписывался в печать, все еще не было известно, прошла ли встреча Фрадкова с Борисом Алешиным. Но зато до этого времени успел появиться следующий слух: что Фрадков планирует осуществить масштабное слияние, в ходе которого объединить в одно ведомство Минэкономразвития, МАП, Минимущество, Минпромнауки, Госстандарт и оборонные агентства. А руководителем этого министерства-гиганта, как якобы решил Фрадков, должен стать нынешний глава комиссии по административной реформе Борис Алешин. Правда, в кругах, близких к и.о. вице-премьера, об этом ничего не знают. Известно только, что вариант именно такой структуры правительства появился еще до встречи Фрадкова с Алешиным. Ясно одно: если сокращение числа министерств будет произведено именно таким образом, то шансы Алешина на то, чтобы остаться в правительстве, невелики.
Известны и еще кандидаты на объединение: Минсвязи в новой структуре правительства может быть слито с Минтрансом и МПС. По информации «НГ», шансы на то, что руководить последним будет нынешний и.о. министра транспорта Сергей Франк, не очень велики. В его пользу – длительность пребывания на своем посту (6 лет). Самый большой его конкурент на должность главы такого транспортного ведомства – первый вице-президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Его борьба за власть в РЖД с нынешним президентом компании Геннадием Фадеевым может быть решена и путем перехода Якунина на госслужбу. Третий кандидат на пост главы транспортного министерства – и.о. вице-премьера Владимир Яковлев, курирующий транспорт, его назначение было бы логичным продолжением назначения Алешина. И Яковлев, и Якунин имеют преимущество перед Франком – оба они выходцы из Санкт-Петербурга, а Якунина источники в правительстве называют человеком, близким к Владимиру Путину.
А вот шансы остаться в новом правительстве недавнего вице-премьера, а ныне и.о. премьер-министра Виктора Христенко стремительно уменьшились. Всю неделю он не комментировал никаких заявлений и гипотез, касающихся структуры и состава кабинета. Обитатели Белого дома вообще последнее время имеют растерянный вид, а вместо информации по Дому правительства распространяются только слухи. Настроение у всех и.о. министров неважное: как охарактеризовал его источник в одном из ведомств, «все сидят и ждут звонка».