Герман Греф доволен объемами внешней торговли страны.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Потери России от вступления в ЕС 10 новых членов оценил вчера и.о. министра экономического развития и торговли Герман Греф. По его мнению, эта сумма может составить максимум 150 млн. долларов в год. Однако вместе с тем, подчеркнул и.о. министра, разговоры о "торговой войне" между ЕС и РФ "сильно преувеличены", практически по всем спорным вопросам Россия и ЕС ведут «очень позитивный диалог с ЕС», и даже имеют общие подходы. Этот вывод Греф сделал по результатам последней встречи с комиссаром ЕС Паскалем Лами и по очередным промежуточным итогам работы вернувшейся на прошлой недели в Россию переговорной комиссии. Следующие переговоры РФ и ЕС пройдут во второй половине марта 2004 года, когда комиссар ЕС Паскаль Лами прибудет в Москву.
Вчера на первом Всероссийском совещании руководителей внешнеэкономических служб субъектов Российской Федерации Греф отчитался о существенном – на четверть – росте российского внешнеторгового оборота. Положительное сальдо внешнеторговой деятельности в минувшем году составило 60 млрд. долларов. При чем 90% этой цифры было обеспечено за счет торговли со странами дальнего зарубежья. Экспорт в минувшем году превысил импорт в 1,8 раза, а доля России в мировом экспорте выросла в 2003 году до 1,8% против 1,65% в 2001 году. И это при том, что Россия, по словам первого замглавы Минэкономразвития РФ Алексея Каульбарса, занимает второе место после Китая как наиболее дискриминируемая страна во внешней торговле. "Ущерб российских производителей от дискриминационных мер в отношении экспорта из РФ составляет, по оценкам, 2,5 млрд. долларов ежегодно", – говорит Каульбарс. Менее всего на мировых рынках рады российской металлопродукции и химической продукции.
Греф также сообщил о грядущем резком преобразовании в количестве торговых представительств РФ за рубежом. По его словам, оно сократится до 29 с нынешних более 90. Герман Греф подчеркнул, что торговые представительства России будут существовать на территории 29 государств, а торгово-экономические отделы при посольствах РФ – в 74 странах.
При этом всего 37 регионов России обеспечивают 80% экспорта. Остальным субъектам Федерации Греф предложил обратить внимание на опыт Ярославской области, которая в прошлом году заняла первое место в рейтинге инвестиционно привлекательных регионов, и это при своем относительно низком инвестиционном потенциале. По мнению Грефа, иностранных инвесторов отпугивает отсутствие понятных для них проектов и непрозрачность российского бизнеса, хотя, подчеркнул министр, в России есть инвестиционные проекты с хорошей доходностью.
В свою очередь, МЭРТ собирается и дальше упрощать жизнь инвесторам, разрабатывая закон об особых экономических зонах (ОЭЗ), а также градостроительный кодекс. Последний должен летом поступить на рассмотрение в правительство, а осенью – в Госдуму; в нем, как и в законе об ОЭЗ, МЭРТ добивается максимального упрощения процедуры взаимодействия с властями и перехода на «принцип одного окна» для инвесторов при осуществлении экономической деятельности.
И, конечно же, и.о. министра торговли не мог не услышать вопроса о Михаиле Фрадкове. «Мне более чем кому-либо пришлось взаимодействовать с Фрадковым, который передал мне в наследство вопросы внешнеэкономической деятельности», – сказал Греф. «Когда Фрадков стал представителем России при ЕС, Минэкономразвития отдало под его крыло все вопросы по взаимодействию с ЕС; с этого момента качество наших переговоров с Евросоюзом на порядок улучшилось», – считает и.о. министра. По его мнению, Фрадкова «всегда отличал высокий уровень компетентности и координированности».