На третий день назначения исполняющим обязанности премьер-министра Виктор Христенко провел заседание правительства. По свидетельству участников, это заседание ничем не отличалось от прежних и проходило в обычном режиме и том же темпе.
Первое заседание под председательством Виктора Христенко совпало с введением нового порядка обсуждения вопросов. Теперь кабинет министров начинает обсуждение с концепции законопроекта. Лишь после утверждения концепции профильное министерство получает техническое задание на разработку законопроекта. Как пояснил источник в аппарате правительства, сделано это с тем, чтобы законопроекты разрабатывались уже по конкретному плану.
Как и ожидалось, основные вопросы налоговой реформы – изменение ЕСН и НДС, а также введение НДС-счетов – были сняты с повестки (см. «НГ» от 20.02.04). Место этих налоговых проблем в повестке кабинета министров заняли вопросы налогообложения малого бизнеса и ипотечного кредитования. Как сказал Виктор Христенко, открывая заседание, необходимо облегчить налоговый режим предприятий малого бизнеса. По итогам обсуждения правительство решило уже в течение весенней сессии внести в парламент пакет законопроектов по ипотечному кредитованию. Они предусматривают введение права собственности на строящиеся дома, что позволит населению инвестировать в недвижимость.
Также правительство наконец-то решилось создать в стране особые экономические зоны (ОЭЗ). Как сообщил журналистам заместитель министра экономического развития Аркадий Дворкович, до середины апреля МЭРТ разработает сам законопроект. Дворкович полагает, что в таком случае в октябре Дума сможет уже принять этот закон, а в начале 2005 года состоится конкурс среди регионов, которые хотят создать эти зоны у себя. МЭРТ уже получил от них 10 заявок. Вначале будут созданы по 2–3 зоны каждого типа – промышленно-производственные и технико-внедренческие. В них будет максимально простой административный режим: предпринимателям придется заключать договора не с десятком, а всего с тремя органами власти – налоговым, таможенным и общим. Инвесторы получат налоговые льготы на имущество, землю и прибыль. По словам Дворковича, эти льготы будут закреплены за конкретными инвестиционными проектами, что помешает использовать налоговые послабления не по назначению. Кроме того, МЭРТ намерен минимизировать возможности по трансфертному ценообразованию. Все это, по мнению чиновников, позволит не повторить прежних ошибок по созданию ОЭЗ (такой статус получили некоторые российские регионы в начале 90-х, потом фактически превратились в офшоры, после чего ОЭЗ прекратили свое существование). Общий объем ожидаемых инвестиций в этих зонах МЭРТ оценивает в несколько млрд. долл., затраты на создание зон – в несколько млн. долл.