Конкурс на управление и строительство третьего терминала Международного аэропорта «Шереметьево», судя по всему, стал первым шагом к приватизации главного аэропорта страны. Вероятнее всего, через три года, когда истечет срок работы «Альфа-групп» как управляющей компании, «Шереметьево» может быть продано.
Сейчас 100% акций аэропорта находится в собственности государства. В 1998 году часть его уже пытались продать: стартовая стоимость была определена в 2,3 млрд. руб. При этом 51% акций чуть не ушел мэрии Москвы. Однако продажу «Шереметьева» сорвал дефолт. Позже, в 2000 году, Минимущество заявляло, что в планах приватизации продажа аэропорта значится, однако дальше этих слов дело не пошло.
По мнению аналитика UFG Елены Сахновой, для государства было правильным решением отложить приватизацию, поскольку, продав аэропорт сейчас, правительство получило бы гораздо меньше, чем после вывода «Шереметьева» на новый уровень. По расчетам аналитика Brunswick UBS Дмитрия Виноградова, трехлетняя работа «Альфа-групп» в «Шереметьеве» позволит поднять стоимость пакета примерно на 30–40%. Эту версию косвенно подтвердил источник в Минтрансе, который сообщил «НГ», что в 2004 году приватизация «Шереметьева» точно не состоится, как и в ближайшие пару лет.
С другой стороны, аналитик компании «Метрополь» Денис Нуштаев заявил «НГ», что, вероятнее всего, в ближайшие три года правительство решит продать последний неприватизированный аэропорт (у «Домодедова» и «Внукова» уже давно есть частные владельцы), поскольку ситуация сейчас складывается для этого благоприятная, да и государство спешит избавиться от собственности. Кроме того, большую роль могут сыграть лоббистские усилия «Аэрофлота», который уже выразил недовольство победой «Альфы». По этим же причинам, полагает Нуштаев, на продажу будут выставлены сразу все 100% акций. В любом случае, подчеркивает аналитик, почти все будет зависеть от дальнейших взаимоотношений «Альфы» и «Аэрофлота». А Дмитрий Виноградов из Brunswick, напротив, уверен, что приватизация крупнейшего аэропорта страны состоится очень не скоро, поскольку за три года вряд ли получится что-то кардинально поменять в аэропорту.
Как сообщил «НГ» по поводу прошедшего конкурса на управление «Шереметьевом» источник, близкий к НРБ, «более предпочтительным был бы вариант приватизации. Дело в том, что в проведенном тендере на управление был "вынесен за скобки" вопрос о строительстве третьего терминала. Но без него невозможно качественно улучшить работу аэропорта – решить проблему перегруженности, модернизации устаревших терминалов. Нельзя без Ш-3 сделать МАШ полноценным хабом. За три года возможно будет лишь несколько систематизировать бизнес, обслуживающий аэропорт, и попытаться внести некоторые коррективы в логистику».
Самым вероятным претендентом на покупку акций «Шереметьева» является «Альфа». Елена Сахнова убеждена, что шагом к этому как раз и была передача аэропорта в управление «Альфе». В то же время, по мнению Нуштаева, если на подготовку к приватизационному конкурсу будет дано достаточно времени, а условия будут расширены по сравнению с тендером на управление, то участие в приватизации захотят принять многие компании. Аналитик «Метрополя» не исключил, что это могут быть акционеры «Внукова» или «Домодедова», хотя вряд ли, например, у группы «ИСТ ЛАЙН», активно вкладывающей в «Домодедово», хватит средств и на инвестиции в «Шереметьево». Также ближе к делу в приватизации может решиться участвовать и НРБ.
Во всяком случае, убеждены аналитики, если «Альфа» не будет уверена, что спустя три года ее контракт на управление будет продлен или она сможет с выгодой для себя принять участие в приватизации, то заинтересованность компании в развитии аэропорта может пропасть.