Андрей Казьмин (слева) готов помочь Геннадию Фадееву – морально и материально.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
«Российские железные дороги» провели вчера презентацию для потенциальных инвесторов: компания обнародовала свои финансовые результаты с 2000 года и стратегические планы на 2004 год. Результатом презентации железнодорожники могут быть довольны: компания, словно богатая невеста, понравилась всем.
РЖД – «партия», выгодная во всех отношениях. Активы компании составляют 1,66 трлн. рублей. В 2003 году чистая прибыль составила почти 11,4 млрд. рублей, в 2004 году, по прогнозам, ее размер будет равняться 8,1 млрд. «Мы открылись абсолютно полно; ничего похожего на бывшее МПС не осталось», – с гордостью заявил журналистам после встречи с банкирами глава РЖД Геннадий Фадеев. По его мнению, «объем финансовых ресурсов, которыми располагает отрасль, беспроигрышный». Железнодорожники надеются, что до 2007 года грузооборот вырастет на 22%, что позволить компании наращивать свои доходы. Правда, из отчета компании следует, что при постоянном росте выручки прибыль РЖД, по крайней мере в этом году, уменьшится, а значит, расходы будут расти. Очевидно, что самую большую роль в этом будут играть убыточные пассажирские перевозки: так, основными факторами, повлиявшими на финансовый результат РЖД в 2003 году, компания считает «прибыль по грузовым – 109,5 млрд. рублей и убыток по пассажирским перевозкам – 64,7 млрд. рублей».
В этом году РЖД намеревается занять около 1 млрд. долларов. Значительная часть этих денег – не менее 10 млрд. рублей – будет привлечена компанией на рынке рублевых облигаций и пойдет на реструктуризацию существующего кредитного портфеля. До 2007 года РЖД собираются привлечь в целом 5 млрд. долларов. Не исключено при этом, что компания в дальнейшем выйдет за инвестициями на зарубежные финансовые рынки, где деньги значительно дешевле. В пользу этого соображения говорит тот факт, что РЖД уже сотрудничает с агентствами Moody’s и Standard & Poor’s и надеется в ближайшие полгода получить международный рейтинг. Кроме того, РЖД намерены развивать свои лизинговые проекты: именно они должны привлечь средства в обновление подвижного состава, на который в период с 2004 по 2010 год требуется 30–40 млрд. рублей ежегодно. Для этого железнодорожники намерены создать две лизинговые компании – грузовую и пассажирскую. В этом году за счет лизинга РЖД намерена привлечь 15 млрд. рублей.
Крупные банки с воодушевлением отнеслись к планам РЖД по заимствованиям. На презентации были замечены председатель правления Сбербанка Андрей Казьмин, глава Внешторгбанка Андрей Костин, представители Альфа-банка, Газпромбанка, Дойче банка и Дрезднер банка. При этом Казьмин назвал финансовые планы РЖД «амбициозными, но вполне реальными». Конкретные инвестиционные проекты пока не обсуждались, но, например, Межпромбанк уже принял решение увеличить свою кредитную линию РЖД с 100 млн. до 450 млн. долларов. При этом, как считают в РЖД, даже хорошо, что сейчас акции компании исключены из свободного оборота: для инвесторов наличие всего пакета у государства – дополнительная гарантия надежности. Как сказал корреспонденту «НГ» Андрей Коновал, старший вице-президент Балтийского банка, обслуживающего одно из подразделений РЖД, приоритетом для компании должен стать выход на уровень доходности облигаций «Газпрома» и РАО «ЕЭС», при этом компания вполне способна вывести стоимость своих бумаг на уровень госзаимствований. Что касается долгосрочных инвестиций в железные дороги, то, по мнению Коновала, это будет интересно лишь по завершении второго этапа реформы и выделении дочерних предприятий. А глава ТрансКредитБанка (через него проходит большая часть платежей РЖД) Юрий Красовский отмечает, что прозрачность компании действительно повысилась. «И рублевые заимствования, и лизинговые проекты РЖД очень привлекательны, – считает Красовский. – Выход компании на фондовый рынок при нынешнем дефиците инструментов хорош и для участников финансового рынка, в том числе для пенсионных фондов, и для самих РЖД». По мнению банкира, если компания приступит к рублевым заимствованиям к середине года, то стоимость их будет самой оптимальной.