Андрей Шаронов призвал перенять китайский опыт.
Фото Артема Житинева (НГ-фото)
Правительство наконец определилось с вопросом, стоит ли отказываться от западных кредитов. На вчерашнем заседании оно поддержало предложенные Минэкономразвития новые принципы сотрудничества с международными финансовыми организациями (МФО).
Ведомство Грефа считает, что, несмотря на профицит бюджета, отказываться от денег Всемирного банка (ВБ) и прочих финансовых структур не надо. Причина тому - дешевизна. Так, по словам замминистра экономического развития Андрея Шаронова, общая стоимость кредитов ВБ составляет 6%, тогда как заимствования на финансовых рынках обходятся минимум в 7-9%. Сейчас на средства ВБ планируется реализовать 27 проектов на 2,527 млрд. долларов, из них в прошлом году вступило в силу 7 проектов на 888,5 млн. долларов, в этом всего 1 - на 100 млн. долл. А общая стоимость одобренных проектов по России с учетом средств ЕБРР на начало 2003 года составила более 17 млрд. евро.
Среди основных направлений сотрудничества с МФО МЭРТ называет поддержку системных структурных реформ - судебной, административной, реформы системы соцзащиты, ЖКХ, развитие инноваций, защита окружающей среды и стимулирование частных инвестиций, малого и среднего предпринимательства, а также инвестирование в транспортную инфраструктуру. МЭРТ особо отмечает, что ВБ вообще единственный, кто готов кредитовать в большом объеме некоммерческий сектор.
России, считает Шаронов, хорошо бы перенять опыт Китая, где доля бюджетного софинансирования составляет не меньше 50%. Кроме того, МЭРТ предлагает перейти к плавающей доле софинансирования ВБ, чтобы она варьировалась из года в год в зависимости от состояния российского бюджета. И, по словам Шаронова, договоренность об этом с ВБ уже есть.
Особенно важным МЭРТ считает предоставление международных кредитов регионам, которые сейчас не имеют своей кредитной истории или вообще являются должниками и привлекать инвестиции не могут.
Кроме того, МЭРТ предлагает присвоить каждой МФО свою "специализацию". Например, кредиты у МБРР брать для развития рыночных институтов и инфраструктуры, а также прибегать к его аналитической и консультационной поддержке. А ЕБРР может предоставлять кредиты для крупных инфраструктурных проектов, поддерживать банковский сектор, малое и среднее предпринимательство, проекты диверсификации российской экономики.
Правда, больным остается вопрос самого использования зарубежных кредитов. Минфин оценивает итоговую стоимость заимствований у ВБ в 11% - по словам Шаронова, полностью по вине российской стороны. "Мы не выполняем элементарных регламентных вещей", - констатирует Шаронов; в результате проекты оказываются продлены или вообще заморожены.
В то же время эксперты сомневаются в целесообразности займов у МФО. "Если разобраться, то преимущества заимствований у Всемирного банка перед финансовыми рынками не так уж очевидны, - сказал "НГ" руководитель департамента макроэкономики Института финансовых исследований Евгений Ковалишин. - Заимствования на рынках дают большую свободу действий, в частности, с точки зрения долгового управления те же еврооблигации гораздо удобнее. Всемирный банк, возможно, и дает деньги дешевле, но выдвигает массу дополнительных требований. Я считаю, страна должна осуществлять заимствования с помощью рыночных торгуемых инструментов и проводить ту долговую политику, которая выгодна в настоящий момент государству, а не привязываться к ограничениям, навязываемым кредиторами".
Дело тут и в эффективности использования зарубежных денег. "У нас всегда была большая проблема с оценкой государственных инвестиций: лишь меньше года назад на заседании правительства было официально дано поручение Минфину и МЭРТ заняться оценкой эффективности инвестиций", - напоминает Ковалишин.