"Нам необходим выход за структурные параметры, которые заложены в среднесрочных программах и в существующих на сегодня тенденциях". Такое заключение содержится в аналитическом докладе Андрея Нещадина - исполнительного директора Экспертного института РСПП. Свой доклад "О состоянии темпов промышленного развития РФ" он представил на прошлой неделе рабочей группе по промышленной политике Госсовета.
Столь парадоксальный вывод исполнительный директор института сделал из того факта, что по своим параметрам структура российской экономики вернулась к докризисному периоду, то есть к экспорто-ориентированной топливно-сырьевой модели. Зависимость ВВП от мировых цен стала слишком высокой. Между тем рост ВВП увеличил внутренний конечный спрос, который во все возрастающих масштабах удовлетворяется за счет импорта, что связано с укреплением рубля.
По ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, Россия находится на 79-м месте, после Словакии и Венгрии. Директор Экспертного института считает, что среднесрочная программа правительства даже в оптимистическом варианте не решает задачу по удвоению ВВП, поставленную президентом.
Андрей Нещадин констатирует, что, испытывая жесткий недостаток инвестиций, Россия в то же время превратилась в крупного мирового кредитора, что проявляется в долларизации российской экономики и непроизводственном вывозе капитала. 71% прибыли сконцентрировано в эспортно-сырьевых отраслях. Надежда на то, что эта прибыль пойдет в высокотехнологичные отрасли, не оправдалась. 74% инвестиций приходится на сырьевые отрасли.
В выступлении заместителя руководителя Экономического управления администрации президента Дмитрия Никологорского в какой-то мере обобщена позиция представителей федерального правительства в рабочей группе. По его мнению, существует путаница в понимании понятия "промышленная политика": "Смешиваются два понятия: политика в области промышленности и экономическая политика. Промышленная политика, в узком смысле этого слова, - это выбор некоторых приоритетных проектов (я говорю "проектов", а не "отраслей" - "отрасль" понятие слишком широкое) для того, чтобы оказать им какую-то государственную поддержку и рассмотреть возможность этой поддержки. Что государство может сделать для поддержки этих проектов? Это могут государственные инвестиции. Наверное, эти возможности ограниченны. Есть ли у государства другие ресурсы? Да, есть, и их надо задействовать. Нужно рассмотреть, какие ресурсы может задействовать государство". А потом уточнил: "Административный ресурс".
Представители федеральных ведомств упорно стремились ограничить интерес комиссии конкретными проектами, при этом не затрагивая общей экономической политики.
Руководитель рабочей группы пермский губернатор Юрий Трутнев каждый раз уточнял свою позицию по этому вопросу. "Хочу успокоить коллег: в макроэкономике мы не утонем. Мы хотим выстроить инструменты государственного регулирования в соответствии с интересами российской промышленности. Но стоит заметить, что анализ действующих программ правительства показывает: они никак не связаны с сегодняшними процессами в экономике. У нас желание очень простое: рассмотреть состояние экономики и в этом свете проблемы промышленности, а также вопрос о воздействии экономической политики на ее развитие. Я думаю, что мы сможем это сделать в оставшийся двухмесячный срок".
Причины решительности пермского губернатора можно понять. Рост экономики последних лет не создал платформы для следующего шага в ее развитии. Очевидно, что "совокупность более тонких институциональных инструментов плюс некоторый небольшой набор проектов", которые "не должны иметь отраслевой направленности", не изменит сегодняшних тенденций в экономике.