С интересным заявлением обратились на днях шесть дилерских сетей к крупнейшим сотовым операторам. "Евросеть", Dixis, "Максус", "Техмаркет". "Анарион" и "Альт Телеком" попросили МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон" изменить систему вознаграждения для продавцов контрактов. Смысл изменений в том, чтобы не выплачивать дилеру, продавшему клиенту "коробку" с контрактом, сразу его "долю" - обычно она составляет 20-25 долларов за продажу таких контрактов, как "Джинс" и "Би+", и может даже в десять раз превышать эту сумму, - а растянуть выплату на полгода. Такое, казалось бы, невыгодное дилерам предложение родилось в среде продавцов не случайно.
Дело в том, что сотовики уже много раз выражали недовольство своими дилерами, поскольку те зачастую сотрудничали с мошенниками. Торговцы быстро поняли, как можно заработать на мобильных контрактах, и рынок наводнили "одноразовые" сим-карты. Технология мошенничества выглядит примерно так. Фирма, которая хотела быстро получить деньги, продавала "серые" контракты дешевле обычной их стоимости, получала от сотового оператора свою долю и закрывалась, а привлеченные ей клиенты в результате не приносили оператору никакой прибыли. Теперь же, как убеждают операторов дилеры, сотовая компания в течение полугода сможет понять, честно ли работает ее посредник, и, таким образом, практически избавится от убытков, приносимых мошенниками.
Конечно, дилеры пытаются повысить и свое вознаграждение, предлагая установить зависимость его от того, сколько "наговорит" за первые полгода клиент. Есть только одна сложность: все сотовые системы сейчас "спускаются" во все менее обеспеченные слои населения, которые, купив телефон, стараются пользоваться им как можно меньше и не выходить за предел 10 долларов в месяц. Если это учесть, то плюсы в введении новой системы дилерского вознаграждения могут быть только для операторов, которые смогут реально отслеживать, честно ли работают их посредники.
Сотовики в принципе не против поменять систему выплат дилерам, однако не сейчас, а в перспективе. Так, в МТС корреспонденту "НГ" заявили, что компания уже несколько месяцев ведет работу по изменению этих условий, контактируя с дилерами, но пока никаких конкретных изменений не готово, и процесс это небыстрый. Однако, как считает аналитик компании "НИКойл" Владимир Богданов, дилеры все равно не смогут навязать свои правила сотовым компаниям; последние в любом случае диктуют свои условия. Остается добавить, что все последние конфликты операторов и дилерских сетей как раз и сводились к тому, что сотовики в "организованном порядке" понижали расценки вознаграждений; но, несмотря на недовольство, дилерам приходится с этим мириться.