На днях Национальный резервный банк обратился к правительству РФ с неожиданным и резким заявлением. Акционер "Аэрофлота" и претендент на роль управляющей компании в строительстве нового аэропорта "Шереметьево-3", НРБ призвал государство перенести тендер по выбору управляющей компании на весну 2004 года. НРБ выразил уверенность, что правительство РФ "в состоянии самостоятельно в кратчайшие сроки без привлечения сторонних частных организаций реализовать проекты реконструкции и строительства аэропортов". Более того, НРБ вообще высказался против передачи под управление частных компаний и Международного аэропорта "Шереметьево" (МАШ), и "Аэрофлота". Мотивировка - "передача в управление прибыльных компаний в частные руки не представляется экономически целесообразной".
НРБ, судя по всему, лукавит. Ведь если бы акционер "Аэрофлота" действительно считал передачу МАШ в частные руки нецелесообразной, то попросил бы тендер не перенести, а отменить. Президент НРБ Александр Лебедев так прокомментировал "НГ" эту странность: "Отменить тендер не получится. Участие в нем - вынужденная мера для нас как акционеров "Аэрофлота". В отличие от правительства, которому все равно, что "Аэрофлоту" будет нанесен ущерб, нам не все равно".
Странно выглядит и заявление о нецелесообразности частных управляющих компаний. "Это противоречит всем принципам рыночной экономики, - считает аналитик компании UFG Елена Сахнова. - Напротив, очень редко государственное управление оказывается эффективным". Однако тут есть свои сложности. По идее, прибыль МАШ и "Аэрофлота" в случае прихода в них менеджеров "со стороны" должна вырасти. Но произойдет это, по словам аналитика, только в том случае, если управление будет вестись в интересах самих предприятий и их акционеров, а не государства. Если же к управлению придет НРБ, то не исключено, что действовать он будет как раз в интересах государства.
Можно предположить, что НРБ пытается либо выступить в качестве единственной управляющей компании, если тендер отменят, либо выиграть время, чтобы подкопить сил перед тендером. Напомним, основной конкурент НРБ в борьбе за право управлять "Шереметьево" - "Альфа-групп". Комментариев от "Альфы-групп" получить не удалось; НРБ же уверяет, что в отличие от "Альфы" действовать в случае победы будет исключительно в интересах "Аэрофлота" и потребителей. Если же управление аэропортом будет осуществлять "Альфа", то, как сказал "НГ" Александр Лебедев, НРБ будет ставить вопрос об уходе "Аэрофлота" из "Шереметьево" в другой аэропорт, возможно, во "Внуково". Глава НРБ убежден, что "Альфа" будет поднимать прибыльность аэропорта за счет "Аэрофлота".
По условиям конкурса, компания-претендент на роль управляющего должна иметь не менее 500 млн. долл. уставного капитала и не менее 2 млрд. долл. активов. Но если у "Альфы" активы в 2,5 раза больше требуемого, то у НРБ в 2 раза меньше; последний уже не раз заявлял, что условия конкурса написаны под его соперника.
Чтобы "добрать" недостающую сумму, НРБ планирует создать консорциум. "Мы не можем его создать до тех пор, пока не опубликуют условия тендера, - говорит Лебедев. - Мы провели все предварительные переговоры. Но у нас такое впечатление, что специально не публикуются условия конкурса, что они пишутся под кого-то".
Шансы НРБ и "Альфы" на победу в конкурсе Александр Лебедев оценивает как примерно равные. По словам Лебедева, многие чиновники - члены совета директоров "Аэрофлота" согласны с предложением НРБ. Впрочем, о реакции премьер-министра, находящегося в эти дни в Венгрии, на предложение НРБ пока ничего не известно. Однако вряд ли правительство пойдет навстречу НРБ и поддастся лоббизму Лебедева. Во всяком случае, рыночной логике это противоречит, как, собственно, и желанию правительства свести участие государства в экономике к минимуму. Наконец, вряд ли на руку заявления Лебедева и потребителю. Последнему, кстати, действия НРБ в авиапроме могли запомниться попытками перевести "Аэрофлот" с "Боингов" на Ил-96.