Валерий Рудаков считает, что мнопольное положение 'АЛРОСА' естественно.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
- Валерий Владимирович, как вы относитесь к решению вице-премьера Алексея Кудрина закрыть ограночный бизнес в компании?
- Считаю, что Алексей Леонидович абсолютно прав. Мое мнение хорошо известно - "АЛРОСА" не должна заниматься огранкой. Можно смягчить: эта деятельность не должна осуществляться за счет основного производства. То есть родственные ограночные производства не должны иметь каких-либо преференций относительно других покупателей алмазного сырья. Бриллиантовый бизнес специфичен и ничего общего не имеет с добычей камней - ни в экономике, ни в мотивации. "Де Бирс" никогда не гранил, но продал ювелирам свой брэнд.
- Насколько актуальна проблема реализации? Высказываются мнения, что "АЛРОСА" должна развивать собственную торговую сеть на внешнем рынке.
- В этом нет никакого смысла. В нынешних условиях с точки зрения повышения эффективности реализации продукции сырье необходимо разделить на четыре группы. Первая группа - алмазы специальных размеров массой более 10,8 карата - должна реализовываться исключительно на аукционах, причем с участием иностранных покупателей в свободном режиме. Такое право компания получила недавно. Еще две группы - технические алмазы и индийский товар - продаются всем желающим в любом количестве. Четвертую группу, которую образует основной и по стоимости и по объему массив, необходимо разбить на стандартные лоты, которые имели бы стандартный набор камней и соответственно одну цену. Приобрести их может любой: и российский предприниматель, и иностранный, и "Де Бирс" в том числе. С учетом особенности мирового рынка алмазного сырья, цена продаж компании может быть выше отпускных цен "Де Бирс". Я не вижу проблем у компании при реализации сырья, если для всех будут созданы равные условия. Клиент должен поверить, что "АЛРОСА" создает честную конкурентную среду.
- Но вы сами предлагаете, чтобы первыми покупателями лотов выступали российские предприятия, потом "Де Бирс", а потом все остальные. И сейчас в "АЛРОСА" жалуются, что отечественные покупатели ковыряются в лотах, привередничают.
- Ковыряться в лотах никто не должен иметь права - набор камней и цена стандартные. Например, выставили 1000 лотов, российские предприятия купили 500, потом та же "Де Бирс" купила 300, остальные 200 предлагаются любому покупателю.
- Но у компании существуют договора и соглашения, в том числе и межправительственные. Как с ними быть?
- Действительно, все те клиенты, которые сейчас имеют преференции, пострадают. Но почему все это должно делаться за счет компании? Кстати, для повышения эффективности компании нужно ликвидировать все промежуточные сортировки - отборы для этих, отборы для тех. И, как и раньше, сырье в полном объеме со всех фабрик должно поступать в Единую сбытовую организацию "АЛРОСА". Те же гранильные предприятия Якутии должны покупать сырье стандартными лотами. Прошлогодний указ президента дает возможность гранильщикам свободно реализовать даже за рубежом ненужные алмазы.
- Продавая всю продукцию не "Де Бирс", "АЛРОСА" тем самым будет перекладывать на эту компанию ответственность за стабильность мирового алмазного рынка...
- Не совсем так. "Де Бирс" во всех случаях сможет покупать часть алмазов "АЛРОСА". То, что алмазная отрасль последние 60-70 лет, несмотря ни на что, развивается и процветает, исключительно заслуга "Де Бирс". Продавая все сырье внутри страны, мы действительно вступаем с ней в конкуренцию. Это происходит потому, что Россия стала страной с рыночной экономикой, и ЕС строго следит за соблюдением антимонопольного законодательства. Кроме того, историческая миссия "Де Бирс" - поддерживать равновесие между спросом и предложением. У "Де Бирс" интерес в алмазном бизнесе шире и глубже, поэтому Россия могла бы такой зонтик использовать в своих интересах.
- Некоторые руководители "АЛРОСА" считают, что монопольное положение компании в стране вредит ее дальнейшему развитию. Насколько это верно?
- Ее монопольное положение естественно. Алмазы добываются только в Якутии. Делить ее производство на ряд компаний - еще большая глупость, чем ее монополизм.
- Какой смысл было вытеснять "Де Бирс" с Ломоносовского месторождения, чтобы сейчас приглашать Fleming Family & Partners?
- Во-первых, "Де Бирс" сама ушла. Во-вторых, ее никто не вытеснял из "Североалмаза", а я никогда бы не стал даже содействовать этому. Главная причина ее ухода заключается в том, что по нашему законодательству в компаниях по добыче алмазов иностранцы не могут иметь контрольного пакета.
- А насколько естественно приглашение англичан?
- Я думаю, что англичане пришли в качестве инвестора. Конечно, обязательства инвестора влечет и права собственности. Поэтому "АЛРОСА" лучше получать кредиты, не разделяя ни с кем собственность и собственный бизнес. Наша компания имеет хорошие кадры, не имеет проблем с выходом на мировой рынок, ей нужны только деньги.
- В начале года Счетная палата выступила с замечаниями относительно несоответствия акционирования компании Указу президента от 1992 года. Не могли бы прояснить подоплеку замечаний?
- Формально Счетная палата права, так как в указе не упоминались улусы (районы в Якутии). Буквально указ не мог быть выполнен хотя бы потому, что на момент акционирования перестала существовать корпорация "Главалмаззолото". Ее пакет был передан улусам, потому что в то время в Якутии сложилась весьма напряженная политико-социальная обстановка.
Теперь ситуация изменилась. Я еще в 2000 году предлагал выкупить акции у улусов и передать их федеральному Центру. Но этот вопрос нужно решать полюбовно. Вообще я сторонник того, чтобы у федерального Центра был контрольной пакет.
- Зачем? Ведь даже Алексей Кудрин говорил, что вопрос о приватизации компании будет решаться через 2-3 года.
- До 2008 года нужно еще дожить. Сейчас компания фактически государственная, и надо, чтобы она работала эффективно в интересах федерального и республиканского правительства.