О существовании "ненастоящих" банков, которые фактически не занимаются нормальной банковской деятельностью, известно давно. Косвенно подтверждается это разницей между количеством лицензий и числом реально работающих банков. Такие банки-"миражи" не принимают вклады от населения и не выдают кредитов, а служат совершенно другим целям.
"В развитой экономике банковская система - это институт, который занимается перераспределением капитала между различными секторами экономики, главным образом, аккумулируя сбережения населения в форме депозитов и предоставляя ссуды производственным предприятиям, - сказал "НГ" Константин Стырин, экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок. - Наличие здорового банковского сектора рассматривается как необходимое условие для устойчивого экономического роста, особенно для развивающихся и переходных экономик. В нашей стране ситуация несколько иная: роль банков в перераспределении капитальных ресурсов ничтожна. Полноценных банковских институтов у нас мало, и они часто не выполняют своих экономических функций в полной мере. Среди основных факторов, препятствующих развитию банковского сектора, чаще других называются отсутствие доверия со стороны населения, которое продолжает хранить существенную часть своих сбережений "под матрасом" в форме наличных долларов". По словам эксперта, в основном такие карманные банки служат для перераспределения средств внутри финансово-промышленных групп или для проведения "деликатных операций", например, по уходу от налогов или экспорту капитала. "Для "эффективного" выполнения этих операций, - говорит Стырин, - необходима информационная закрытость, которая типична не только для таких банков, но и для всего российского банковского сектора".
Конечно, не всегда банк-"мираж" связан с обходом закона. "Иногда банк консервируется, - рассказал "НГ" ведущий эксперт фонда экономических исследований "Центр развития" Дмитрий Лепетиков. - Владелец потерял к нему интерес или занят другими, не связанными с банком проектами или проблемами, и банк просто находится в режиме поддержки, а параллельно ему подыскивают покупателя. Еще один вариант - банк действует фактически как брокерская контора, 50-70% баланса составляют ценные бумаги. Произойти это могло исторически, если банк этот купили брокеры. В таком случае банк работает как инвестиционная компания. Он очень удобен - клиенты брокеров открывают в нем свои счета".
Банки-"миражи" - наследие прошлого. Они были очень сильно распространены в начале 90-х годов, в додефолтные времена. "Тогда деньги были дешевые, а проценты высокие, и уже на этом можно было заработать, - говорит Лепетиков. - Сейчас же у банков слишком большие издержки, и, чтобы заработать, им приходится активно искать клиентов и бороться за каждого". Содержать карманный банк теперь становится все более невыгодно. "В последний год наметилась тенденция к сокращению числа таких "карманных" банков, - считает Стырин. - Связано это, в первую очередь, с либерализацией валютного рынка и со снижением налогов: затраты на содержание таких банков стали перевешивать выгоды от них. Поэтому материнские холдинги начали перепрофилировать "карманные" банки в самостоятельные прибыльные предприятия (core businesses)".
Эксперты не считают карманные и прочие банки-"миражи" серьезной проблемой. Но вместе с тем не берутся хотя бы более-менее определенно сказать, когда они окончательно исчезнут.