На минувшей неделе в Торгово-промышленной палате состоялась пресс-конференция: "Перспективы развития отечественного авиапрома". Выступивший на ней вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин резюмировал итоги круглых столов, состоявшихся в ТПП и Госдуме. По его словам, в развитие федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" необходимо принять закон прямого действия о производстве, реализации, сервисе и эксплуатации авиационной техники нового поколения до 2015 года.
Сергей Катырин и представители авиапрома выступили с предложениями о создании банковского консорциума для финансирования производства отечественной авиатехники, об освобождении продукции авиационных заводов на ближайшие годы от уплаты налогов и прежде всего НДС. По расчетам рабочей группы, эти меры сделают отечественную продукцию конкурентоспособной по формуле "цена-качество". Причем авторы предложений утверждают, что казна сторицей компенсирует налоговые потери в смежных с авиапромом отраслях. Необходимость срочной реализации предлагаемых шагов авторы обосновывают тем, что к 2006 году необходимо заменить около 600 самолетов, находящихся в эксплуатации у российских авиаперевозчиков. "Если авиапром перестанет работать, то уже к 2006 году Россия может потерять 30-35 миллиардов долларов, которые уйдут на закупку зарубежной авиатехники", - подчеркнул Сергей Катырин. Организаторы пресс-конференции напомнили о социальной значимости авиапрома - 500 тыс. человек, занятых в отрасли, и еще 1,5 млн. человек - у смежников.
Однако надежда на лучшее у авиапрома весьма слаба. Как отметил президент Союза эксплуатантов транспорта Евгений Чибирев, уже десять лет идут разговоры о том, как заставить российские авиакомпании закупать отечественные самолеты. Здесь стоит напомнить, что в 1992 году авиакомпаниями было приобретено 282 воздушных судна - 83 самолета и 199 вертолетов, а в 2000 году только четыре - 3 самолета и один вертолет. Евгений Чибирев не оставил надежды авиапрому на увеличение заказов со стороны отечественных авиакомпаний хотя бы до критического уровня производства: 5-6 самолетов Ил-96- 300 на Воронежском заводе и по 15 самолетов Ту на Казанском и Ульяновском заводах. Он подчеркнул, что "в настоящее время в авиакомпаниях имеется переизбыток самолетов и вопреки утверждениям парк авиатехники относительно молодой - ему не больше 20 лет".
Хотя лизинг начал приносить первые результаты - в 2002 году приобретено 6 самолетов, а в 2003 и 2004 годах по этой схеме предполагается закупить 14 самолетов - этого явно недостаточно для сохранения отрасли. К тому же эти самолеты заложены еще десять лет назад. Выступавшие выразили опасение, что при отсутствии у предприятий финансовых ресурсов и лизинг не сработает, когда задел начала 90-х годов будет исчерпан.
Евгений Чибирев подчеркнул, что "гражданская авиация России по итогам 2002 года генерировала финансовый поток в 145 миллиардов рублей, причем вполне воспроизводимый", но тем не менее твердо заявил, что "надежды на кредитование авиакомпаниями строительства самолетов на годы вперед выглядят иллюзорными".