С начала года в России растут цены на зерно, которые достигли уровня, на котором они последний раз были летом 2000 года. Сообщения о росте цен породили призывы ввести ограничения на экспорт хлеба, и эти призывы так напугали зерноторговцев, что вчера представители крупнейших аграрных холдингов совместно с руководством Зернового союза дали пресс-конференцию, на которой заявили о своем категорическом несогласии с такими мерами. Во-первых, заявил исполнительный директор "Росхлебопродукта" Юрий Огнев, ничего страшного не происходит, зерна в стране достаточно, а во-вторых, опыт показывает, что экспортные пошлины могут снизить доходы производителей при сохранении цен на прежнем уровне. Участники пресс-конференции сошлись на том, что лучшим средством регулирования рынка являются интервенции.
Между тем Минсельхоз, по некоторым данным, уже внес в правительство предложения как по проведению интервенции на рынке зерна, так и по ограничению экспорта пшеницы 3-го класса. Предполагается, что интервенция будет способствовать стабилизации цен на хлебобулочные изделия. Особо активно настаивают на продаже запасов зерна, которые государство закупило осенью прошлого года, мукомолы. Они требуют, чтобы правительство распределило это зерно на закрытом аукционе - якобы для снижения цен на хлеб.
Цены на зерно и на хлеб у нас живут сами по себе. Прошлогоднее глубокое падение зерновых цен не привело к удешевлению хлебопродуктов, более того, рост хлебных цен продолжался. Не случайно правительственная комиссия по вопросам АПК, возглавляемая вице-премьером, министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым, изучает ситуацию с распределением доходов от реализации хлеба между производителями зерна, производителями хлебобулочных изделий и торговыми организациями. Алексей Гордеев обратил внимание на то, что в цене хлеба доля стоимости зерна не превышает 20%. Так что социальный эффект от реализации государственного зерна мукомолам в настоящий момент будет мизерным.
Однако малое влияние продаж государственного зерна на ценовую ситуацию обусловлено и незначительным объемом запасов у государства. 2,8 млн. тонн зерна не могут ее стабилизировать, если сбор зерна из года в год меняется почти вдвое: 48 млн. тонн в 1998 году и 86,5 млн. в 2002 году. Имеющегося у государства зерна, по мнению экспертов, не хватит даже для стабилизации цены только на хлеб. Как показывает опыт западных стран, надежную стабилизацию цен на зерновом рынке можно обеспечить, если среднегодовые запасы государства достигают половины среднегодового урожая.
Несмотря на критическую ситуацию с продовольственным зерном, экспорт не сокращается - в июне поставки за рубеж достигнут своего максимума - 4 млн. тонн. Предложение комиссии рассмотреть вопрос об ограничении экспорта продовольственной пшеницы явно запоздало, как в прошлом году - о закупочной интервенции.
В этих условиях продажа зерна из госзакупок выглядит преждевременной - уже сейчас ясно, что в будущем сельскохозяйственном году (июль 2003 - июнь 2004 годов) ситуация с зерном в стране окажется напряженной. Другое предложение Алексея Гордеева - о наведении порядка в ценообразовании - вызвало бурную реакцию со стороны наших рыночников. Которые, вероятно, не видят, что дестабилизация рынка провоцируется самим правительством - постоянные новации не способствуют созданию конкурентной среды.