Минэкономразвития ответило на вопрос, с чего начать административную реформу. Модернизировать систему госуправления должен будет новый кабинет министров, модель которого представил вчера замглавы МЭРТа Михаил Дмитриев.
На круглом столе, организованном в Центре стратегических разработок, МЭРТ предложил схему, разграничивающую функции кабинета по трем направлениям. Верхушка - компактное правительство, оно принимает политические решения. В середине конструкции - ведомства, разрабатывающие законы. Основание пирамиды - агентства по оказанию услуг, а также службы, контролирующие эффективность работы ведомств и следящие за этичным поведением чиновников, в частности за исполнением административного регламента. Реформа будет исходить из "презумпции нецелесообразности государственного регулирования в той или иной сфере" и приведет к оптимизации структуры исполнительной власти и осуществлению всех госзакупок на конкурсной основе.
Эта схема, считают в МЭРТе, разведет дублирование функций. При этом количество министерств должно сократиться до 15-18 вместо существующих 58. Теперь дело за волевым политическим решением. "Если Касьянов, который отвечает со стороны правительства за реформу, эту схему примет, то работа сдвинется с мертвой точки", - заявил обозревателю "НГ" научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
В первую очередь под предложения МЭРТа министерствам придется разработать нормативный план. Однако осуществление новаций в условиях "советской бюрократии, когда медленно решается и ничего не делается", как выразился Дмитриев, может свести на нет усилия реформаторов. К примеру, непонятно, как решать вопрос о сокращении 58 "исполнительных единиц". По словам Дмитриева, существующий механизм согласования решений внутри правительства и является основным тормозом преобразований. Характерный пример - работа над законом по пенсионной накопительной системе. У каждого ведомства - свои поправки, однако так называемые согласительные совещания консенсусу не способствуют. В их работе участвуют лица, не принимающие решения. В результате идет бесконечная "циркуляция документов". Общий объем переписки только по этому закону - многие тысячи страниц, однако воплощение в жизнь давно продекларированная реформа получит не в 2003 году, как планировалось, а в мае 2004-го.
Новая модель кабинета, предложенная МЭРТом, должна резко сократить число ведомств, отвечающих за выработку нормативных актов, а также ввести механизм "рабочих групп", куда войдут более "ответственные лица и участники экспертных институтов". Впрочем, как заметили участники вчерашнего круглого стола, без реформы госслужбы изменение структуры правительства вряд ли будет возможным. "Исцелиться само", как заметил замдекана факультета госуправления МГУ Алексей Барбашев, правительство, видимо, не способно.
Михаил Дмитриев не скрывает сомнений по поводу того, что должно быть раньше - реорганизованная структура власти или новая идеология госслужбы. Однако, поскольку предложения МЭРТа, как заметил Дмитриев, были представлены 1 апреля, а программа среднесрочная, всегда можно сказать, "что это была шутка".
Если же серьезно - из замкнутого круга, в котором оказались сегодня идеологи административной реформы, может получиться только один и не очень симпатичный выход. Закутанная в бюрократический кокон чиновничья "кукла" вместо гармоничной бабочки превратится в ужасную моль, которая и разъест эффективную на бумаге правительственную "пирамиду", представленную вчера. Обрушить новую схему постараются сами госслужащие, от стимулирования зарплаты которых реформаторы недавно решили отказаться. Тем более что эффективного контроля за расходованием выделенных на административную реформу 539 млн. руб., как заметили участники круглого стола, сегодня нет.