Дик Чейни доволен успехами любимой корпорации 'Халибертон'.
Фото Reuters
Война в Ираке приобретает ярко выраженный коммерческий характер. Вчера стало известно, что американцы уже начали заключать контракты на восстановление этой ближневосточной страны. Первый договор на тушение горящих нефтяных месторождений в Ираке заключен с "протеже" вице-президента США Дика Чейни - компанией "Келлог, Браун и Рут" (подразделение американской инженерно-энергетической группы "Халибертон", в свое время занимавшейся, скажем, подъемом подводной лодки "Курск").
Увы, сумма контракта пока не называется. Хотя известна общая сумма "иракского" плана Маршалла - от 25 до 100 млрд. долл. И подавляющая часть этих денег будет освоена американскими же корпорациями. Официальные чиновники мотивируют это тем, что компании из США более "благонадежны и прошли проверки на безопасность". Кому конкретно будут отданы подряды на восстановление, скажем, уже разрушенного порта в городе Умм-Каср - будет решать Пентагон, а точнее, министерские Агентство по уменьшению угроз обороне и Инженерный корпус.
Впрочем, список потенциальных "контрактников" уже практически известен. "Темных" лошадок нет. Более того, все компании, приглашенные к участию в тендерах на восстановление Ирака, имеют очень хорошие политические связи в Вашингтоне. К примеру, устранять последствия войны может (кроме "Халибертон") компания "Бехтель", в совет директоров которой входит бывший госсекретарь Джордж Шульц. Или калифорнийская компания "Флуор", имеющая опыт строительства завода на Сахалине для консорциума во главе с "ЭкссонМобил". Рассчитывать на контракты в послевоенном Ираке может также компания "Парсонс". Во всяком случае, к участию в тендерах она уже приглашена. А в ее совет директоров до 2001 года входила нынешний министр труда Элейн Чао. Нет сомнений, что так или иначе будут соблюдены интересы нефтяной компании "Шеврон/Тексако". Ведь нынешняя помощница президента США по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс входила в состав совета директоров этой компании.
Всем "контракторам" из бюджета США будет оплачиваться стоимость работ плюс установленный размер вознаграждения - свыше 10% стоимости работ. То есть прибыль американских корпораций составит минимум 2,5 млрд. долл. И, судя по всему, получат их только те, кто обладает политическими связями.